Этап 6: Úbeda – Córdoba, 196,8 км
Этап, который должен дать передышку мастерам горовосхождений, но желанного плоского рельефа для чистых спринтеров вновь не предвидится – за 20 км до финиша подъём на Альто-де-Сан-Херонимо (Alto de San Jerónimo), которому присвоена 2-я категория, должен осложнить жизнь спринтерам и скорее подходит отрыву. 6-й этап подарит нам встречу с городом Убеда (Ubeda), который впервые включён в маршрут Вуэльты. А также после двух лет отсутствия на Вуэльту возвращается Кордова, которая примет финиш этого этапа.
Убеда находится в географическом центре провинции Хаэн, её называют «городом на холмах». С холмами Убеды даже связан известный в Испании оборот речи: «Замешкаться (заблудиться) среди холмов Убеды» ("andarse por los cerros de Úbeda"), который обычно употребляют в ироничном смысле, когда кто-то в разговоре не может понять, о чём ему говорят. Она связана с историей, случившейся во время битвы за освобождение города от арабов в 1233 году. Один из военачальников короля Фердинанда III (Святой Фернандо III Кастильский) Алвар Фаньес (Álvar Fáñez) исчез в тот момент, когда началась битва, а появился в городе лишь тогда, когда он был успешно взят войсками. Когда король спросил его, где же он был, тот недолго думая, ответил, что потерялся в холмах Убеды. Эта фраза была встречена придворными со смехом, потому что опытному солдату невозможно заблудиться в таком месте, поэтому слова незадачливого полководца говорили лишь о его трусости. Другая более романтичная версия этой истории говорит о том, что Альвар Фаньес был влюблён, и упустил момент атаки, потому что проводил время с девушкой.
По легенде Убеда была основана Тубалом (или Фувалом), внуком библейского Ноя, иберы и испанцы считаются его потомками. Как бы то ни было, археологические раскопки подтверждают, что первые поселения на территории Убеды относятся к бронзовому веку. Фактически, недавние исследования доказали, что Убеду можно назвать «старейшим городом Европы», так как история этого места насчитывает 6 тысяч лет. Во времена Римской империи город назывался Бетула (Betula\Baetula), и был весьма густонаселенным центром. Набеги вандалов разрушили процветающий город, но он вновь возродился, когда в эту местность пришли арабы. И настоящее название «Ubeda» арабского происхождения, которое и переводится как «арабы».
И сейчас город называют «арабской королевой», в памятниках города гармонично смешались элементы как арабского, так и готического стиля, а также барокко и ренессанса. Но прежде всего Убеда считается городом Ренессанса, хотя в нём очень хорошо сохранились стены, сооружённые арабами ещё в 11 веке. В городе насчитывается 48 памятников культуры и искусства, он как будто застыл во времени - весь исторический центр Убеды включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, испанцы проводят тщательную реставрацию зданий. Дворцы Убеды являются наглядным доказательством богатства и могущества дворянства Испании 16 века. И большая часть зданий Убеды связана с творчеством знаменитого испанского архитектора Андреса де Вандельвиры (Andrés de Vandelvira (1509–1575). Говоря об Убеде, нельзя обойти стороной жизнь и творчество этого мастера, ведь Вандельвира проработал в Убеде почти 40 лет, и именно его творения стали визитной карточкой города.
Несколько построек Андреса Вандельвира образуют площадь Васкес-де-Молина (Vázquez de Molina) – это Священная часовня Сальвадора (la Sacra Capilla de El Salvador), Дворец Декана Ортеги (el Palacio del Deán Ortega), Дворец Маркиза Мансеры (el Palacio del Marqués de Mancera), Церковь Святой Марии (la Iglesia de Santa María), дворец Васкеса-де-Молины (el Palacio Vázquez de Molina). Именно благодаря площади Васкес-де-Молина совет ЮНЕСКО и принял решение внести Убеду в список памятников Всемирного наследия в 2003.
Дворец Васкеса-де-Молины, или, как его часто называют «Дворец цепей» (Palacio Vázquez de Molina o de las Cadenas) – одно из самых важных у Убеде светских зданий. Цепи, украшавшие фасад, дали второе название - «Дворец цепей» Здание создавалось как резиденция для Хуана Васкеса де Молины, секретаря короля Филиппа II, затем оно было выкуплено городскими властями и некоторое время служило тюрьмой. Фасад здания Вандельвира разделил на три горизонтальные и семь вертикальных зон различной ширины, чтобы создать впечатление объёма и цельности. Он нарушает традиции архитектуры – первый этаж украшают пилястры коринфского ордера, затем выше идёт ионический, а третий этаж украшают атланты и кариатиды. В наше время в здании дворца Васкеса-де-Молины располагается муниципалитет Убеды.
Последнее творение Андреса Вандельвира - капелла Сан - Сальвадора (Sacra Capilla de El Salvador del Mundo), которую проектировал Диего де Силоэ, создатель собора в Гранаде, а основные работы вёл Вандельвир, который разработал множество тонко выполненных деталей, украшающих фасад. У Андреса Вандельвиры было семь детей, один из его сыновей – Алонсо де Вандельвира – сохранил все наработки и знания отца, издав «Книгу резьбы по камню» ("Libro de cortes de piedra"), благодаря которой влияние стиля Вандельвиры распространилось на Испанию. Убеда почтила память Андреса Вандельвира, установив ему памятник на Васкес-де-Молина, главной площади города.
Город Баэса (Baeza), который находится по соседству с Убедой и будет пройден пелотоном в самом начале этапа, также входит в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В городе можно увидеть как прекрасные образцы стиля платереск (это художественное стилевое направление в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве Испании первой половины 16 века, представлявшее собой национальный стиль испанского Возрождения, отличительной чертой которого является использование детализированных форм, накладываемых на плоскость стены, что придаёт сходство с ювелирным орнаментом), так и прекрасно сохранившиеся здания в стиле Ренессанса. Здание муниципалитета представляет собой прекрасно сохранившийся образец стиля платереск.
Город возвышается на скале Лома де Баэса (Loma de Baeza), и появился ещё во времена правления римлян, процветал в средние века – тогда население Баэсы составляло 50 тысяч человек, что сейчас кажется невероятным, потому что в настоящее время в городе проживают около 16 тысяч. Но в 17 веке экономика пришла в упадок, к власти в Испании пришла династия Бурбонов, ставшая покровителями других испанских городов. Кроме того, на Баэсу и Убеду очень повлияло сильнейшее лиссабонское землетрясение 1755 года, в результате которого было разрушено множество зданий. Для Баэсы и Убеды развитие туризма в наши дни имеет немаловажное значение, и включение этих городов в маршрут Вуэльты сыграет в этом свою положительную роль.
На 20-км маршрута будет пройден город Линарес (Linares), известный тем, что на протяжении многих лет в нём проводится крупнейший шахматный турнир, в котором участвовали самые известные шахматисты мира (такие как Каспаров, Ананд, Крамник и многие другие). Город известен ещё со времён Римской империи, именно здесь карфагенский полководец Ганнибал Барка женился на иберийской принцессе Himilce накануне второй Пунической войны.
Кроме того, Линарес всегда был центром по добыче полезных ископаемых. Шахты в окрестностях Линареса были ещё в римские времена, известен рельеф из Линареса, изображающий рудокопов, направляющихся в забой. С середины 19 века Линарес стал важным центром по добыче свинца, и производству серебра из свинцовых руд, что привело к росту городского населения. Последний рудник в Линаресе был закрыт в 1991 году. В настоящее время в Линаресе базируется фабрика по производству поездов – CAF, другой завод производит компоненты ветровых турбин.
А на арене для боя быков в Линаресе погиб знаменитый испанский матадор Манолете (Manolete\ Manuel Laureano Rodríguez Sánchez (1917-1947).
Мануэль Лауреано Родригес (Манолете) родился в Кордове 4 июля 1917 года. Его дед и отец были матадорами, хотя и не очень известными, и оба они носили имя Манолете. Также он был внучатым племянником легендарного матадора 19 века Хосе Родригеса по прозвищу Пепете. Желание стать тореро появилось у Манолете в 11 лет, с этого момента он начал готовить себя к арене. Псевдоним Манолете он взял себе в 15 лет после своего первого боя. Манолете обычно выходил на арену после того, как клоуны заканчивали выступление, и должен был провести серьезный бой с быком. Но часто публика не могла удержаться от смеха во время его выступления. В 1938, после недолгого пребывания в армии, Манолете был готов начать свою, уже серьезную карьеру. Успех был мгновенным.
Публика тех дней просто никогда не видела человека, который бы с таким достоинством и безмятежностью стоял перед нападающим быком весом в полтонны. Манолете стоял не шелохнувшись, когда рога быка проносились всего в нескольких сантиметрах от его ноги. Манолете был посвящен в матадоры в июле 1939-го, на церемонии в Севилье. И он поднимался все выше и выше, на вершине успеха Манолете продержался восемь лет, будучи самым популярным и самым высокооплачиваемым матадором в мире. Много раз быки его сбивали с ног, много раз он был ранен, но с каждым сезоном он проводил все больше коррид, получая все больше денег. В 1944 в течение шестимесячного сезона он выступил в 92 корридах и стал не просто величайшим тореро, а олицетворением всей Испании. Но ему приходилось подчиняться требованиям публики, которую можно было заинтересовать лишь смертью. У зрителей появился новый кумир - Луис Мигель Домингин. И Манолете по требованию публики вступил с Домингином в противостояние в выматывающей серии коррид, которая началась в Витории, а должна была закончиться в Линаресе, 28-го августа 1947 года. В тот роковой день в Линаресе Манолете сражался с быком Ислеро из Миуры, одним из самых опасных противников во всей Испании. Когда пришло время убить быка, Манолете ударил его под правый рог, что считается самым трудным из всех способов, но бык сделал неожиданное, смертельное движение головой, и его рог зацепил Манолете, попав ему в пах, и подбросив в воздух.
Потом бык ещё несколько раз вогнал рога в тело матадора. Манолете умер в больнице. Его похороны были самыми массовыми за всю историю Испании. Люди приезжали со всех концов страны, для того, чтоб посетить их, точно так же, как они приезжали посмотреть схватку Манолете с Домингином в Линаресе. В наши дни 28 августа на арене, на том самом месте, где упал Манолете, каждый год появляются букеты роз. А история жизни Манолете легла в основу снятого в 2007 году одноимённого фильма.
Одним из действующих лиц 6-го этапа Вуэльты – 2011 станет Гвадалквивир, вторая по длине река Испании, которая берёт начало на севере Андалусских гор, её протяжённость - 657 км. Гвадалквивир впадает в Кадисский залив Атлантического океана. В античности и в средние века Гвадалквивир, что в переводе с арабского означает «большая река», был судоходен до Кордовы, конечной точки 6-го этапа Вуэльты – 2011.
Одним из символов Кордовы (Córdoba), которая будет принимать финиш 6-го этапа Вуэльты – 2011, является Римский мост. Несущие опоры моста построили еще римляне в 1 в. до н. э. по личному указанию Юлия Цезаря. По длине моста видно, насколько широк был Гвадалквивир в те времена. Сейчас 16 пролётов моста кажутся лишними, а вода мощной реки давно растрачена крестьянами на полив виноградников выше по течению. Интересно, что Римский мост до 1953 года оставался единственным в городе, а автомобильное движение по нему запретили лишь несколько лет назад.
В 8 километрах западне Кордовы находятся развалины древнего города Мадина-аль-Сахра (Madīnat al-Zahrā), что означает «город Сахры». Халиф Абд ар-Рахман III, пожелавший увековечить имя своей любимой жены Сахры, приказал построить изумительно красивый город-дворец. Строительство продолжалось 40 лет. Четыреста верблюдов и тысяча мулов каждый день подвозили каменные плиты, мраморные колонны, роскошную утварь из Византии, Карфагена, Туниса. Воду для города-дворца брали из источников в горах и подавали по водопроводу из керамических труб. В зале для торжественных приемов стояли колонны из слоновой кости и эбенового дерева. У главных ворот резиденции была воздвигнута мраморная статуя любимой жены. Великолепием этого чуда восхищались все путешественники, а заезжие поэты прославляли дворец в стихах. Но уже в 1010 г. Мадина-аль-Сахра была разрушена берберами, а потом камни, из которых был построен чудесный дворец, растащили на другие постройки.
Именно при Абд ар-Рахмане III Кордова, которая была столицей провинции аль-Андалус после того, как арабы завоевали большую территорию Пиренейского полуострова, достигла наивысшего расцвета. Абд ар-Рахман III был талантливым администратором. Вынужденный бороться с арабской знатью, он всё больше стал привлекать себе на службу иностранцев: военных, учёных, деятелей искусства. Во времена его правления в городе стали расти кварталы иностранных купцов и гостей, появились сотни караван-сараев (гостиниц). Кроме того его дворец охраняла 10-15 тысячная гвардия из «сакалибов» (буквально «славян») - воинов, который набирались из купленных на невольничьем рынке рабов. Главным источник рабов были Балканы и причерноморские степи – так история Кордовы пересекается с историей России.
Эмир всячески поддерживал развитие экономики города, главным источником дохода которого стало производство предметов роскоши, пользовавшихся большим спросом по всей Европе и на Ближнем Востоке. Абд ар-Рахмана III начал широкую добычу серебра и золота, из которых в Кордове чеканили золотую и серебряную монету, славившуюся своей чистотой. Поэтому она была главной валютой в международной торговле по всему Западному Средиземноморью. Благодаря этим обстоятельствам Кордова быстро росла: по словам летописца в 935 году город имел население в 250 тысяч жителей. Сын и наследник Абд ар-Рахмана III Аль-Хакам II придавал большое значение развитию экономики, но в первую очередь поливному земледелию и садоводству. При нём окрестности Кордовы покрылись бесчисленными садами и виноградниками. Несмотря на запреты ислама, Кордовский эмират был крупнейшим производителем вина в Европе. Андалуcские купцы, и кордовские в первую очередь, вели торговлю от Скандинавии и Англии до Ирана и самой Индии, но наиболее сильные связи имели с Египтом, Сирией, Византией и Ираком. Главным предметом экспорта были ювелирные изделия, ткани и одежда. Придворной моде Кордовы подражали в христианских королевствах севера Пиренейского полуострова и даже в далёкой Франции.
Но самые большие успехи аль-Хакама были связаны со сферой культуры. Пересечение множества наций, культур и религий и без того порождали в городе крайне плодотворную культурную среду, которую халиф всячески поощрял. К примеру, в отличие от своих предшественников он привлекал к себе на службу не только мусульман, но и христиан, и евреев, славившихся своей образованностью. Халиф начал выплачивать большие пенсии учёным, что позволило ему создать в Кордове медицинскую школу и университет, куда приезжали учиться со всего мусульманского мира и даже из враждебных христианских стран. При университете Аль-Хакам создал огромную библиотеку, содержащую 400 тысяч томов, а книги для неё он скупал в Александрии, Багдаде, Константинополе, и даже заранее заказывал отдельные копии трудов, которые знаменитые учёные ещё только писали. В университете находилась специальная школа переводчиков, переводивших книги на арабский язык с греческого и иврита, а в предместье Кордовы мастерская переписчиков, где трудилось 70 женщин. Это, а так же то, что в созданных халифом 27 бесплатных школах, в которых учились как мальчики из бедных семей, так и девочки. После падения халифата Кордова оставалась во власти арабов до покорения её Фердинандом III в 1236 году. Но даже после завоевания христианами Кордова обогатила европейскую культуру.
Одним из главных памятников Кордовы является Mечеть (La Mezquita), которая по своим размерам (23400 квадратных метров) занимает третье место в мире. Она начала строится ещё в 600 году, причём как вестготская церковь. Но каждый новый правитель её перестраивал, первоначальное здание до наших дней не сохранилось. В результате здание мечети получилось размером 180 на 130 метров, а стены образовали прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Высота стен мечети колеблется от 8 до 20 метров, следуя за рельефом местности. В 1236 году, при правлении короля Фердинанда III мечеть была преобразована в христианский храм.
Подковообразные арки — одна из характерных черт, оставшихся в мечети от мавританской архитектуры. Современники сравнивали зал мечети с пальмовым лесом из-за более чем тысячи огромных колонн из мрамора, яшмы и оникса. Сейчас их осталось 856: часть была снесена при строительстве христианского готического собора внутри мечети после завершения реконкисты. Высокий минарет мечети был переделан в колокольню. И все же, строительство христианского собора внутри исламской мечети оказалось не очень удачной идеей - самое значительное изменение произошло в 1523 году, когда в мечети по инициативе архиепископа Алонсо Маурике началось строительство христианского собора, которое закончили только в 17 веке. Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие, хотя впоследствии и пожалел об этом и признался, что никогда бы не согласился на строительство собора в мечети, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире».
В наши дни некоторые традиции Кордовы получили дальнейшее развитие. Так, на территории города работает крупнейшее в мире предприятие по производству ювелирных изделий. Это скорее не «фабрика», а целый комплекс, где сосредоточено более ста компаний. Идея по его созданию возникла в 1998 году, общая площадь комплекса – 140 500 квадратных метров, 8 300 из которых отведены под торговые зоны. Там же располагается Школа ювелирного дела.
Но участники Вуэльты – 2011 после тяжёлого и жаркого этапа вряд ли пожелают пойти на экскурсию по городу. А вот современная инсталляция «Человек реки» легко может поднять уставшим гонщикам настроение. В 2006 году благодаря скульпторам Рафаэль Корнехо и Франсиско Маркос в Гвадалквивире поселился человек, наслаждающийся прохладой реки. Поначалу сделанная из пенополистирола фигура человека, которого прикрепили ко дну реки, должна была привлечь внимание только на время проводимой в Кордове конференции гидрологов.
Затем фигуру, которая состоит лишь из верхней части туловища и ног, и должна изображать человека, спокойно плавающего на поверхности реки, сделали из более прочных материалов, используемых при строительстве лодок, и «поселили» в водах Гвадалквивира. «Человек реки» с габаритами 1,7 м на 2,5 м закреплён на дне с помощью двухтонного груза, соединённого с фигурой 12-метровой проволокой, что позволяет композиции перемещаться, полагаясь на милость ветра и течений.
Последний отрезок дистанции до Кордовы напомнит гонщикам о «мостах», но не о мостах через реку, а о тех, которые возможно, придётся создавать, чтобы догнать уехавших вперёд и не упустить драгоценные секунды в генеральной классификации.И пока пелотон не пересечёт линию финиша, расслабленный и подчиняющийся течению «Человек воды» едва ли может служить гонщикам примером.
Альтиметрия этапа.