- Категория:
- VeloRACE / Vuelta a Espana |
- Дата:
- 25-08-2012, 21:05
Первая неделя Вуэльты была наполнена красивой борьбой и не менее красивыми победами. Впереди нас ожидает еще много всего интересного и предстоящий этап не станет исключением. Гонщики покинут Андорру, принимавшую финиш предыдущего этапа, и направятся в один из самых красивых и посещаемых городов Испании – Барселону.
Первое упоминание об андосинах (andosinos) встречается в труде античного летописца Полибия, в котором описывался переход Ганнибала через Пиренеи (II в. до н.э.). Однако найденные археологами следы материальной культуры свидетельствуют о том, что человек поселился в долинах Андорры гораздо раньше. После завоевания Римом Пиренейского полуострова территория, на которой находится княжество, являлась частью провинции Испания Ситериор. Потом земли нынешней Андорры вошли в состав вестготского королевства. В начале VIII века мавры захватили почти всю территорию Испании, а затем перешли через Пиренеи и вторглись в пределы королевства Франков. Территория нынешней Андорры была освобождена только в 817 году после чего вошла в состав так называемой Marca Hispánica, которую учредил Карл Великий.
Нынешнее двоевластие своим происхождением восходит к средним векам, когда долины Андорры принадлежали графству Уржель. В 1033 году граф Эрменголь VI отдал все свои права на земли Андорры епископу Уржеля, который не имел вооруженных отрядов для защиты своих владений и их жителей. Поэтому церковь была вынуждена чуть позже, в 1095 году, заключить договор с семейством Кабоэ и передать им политические, судебные и военные права в Андорре. При этом епископ Уржеля оставил за собой верховную власть. Так возникла особая юрисдикция епископата Уржеля над Андоррой. В XII-XIII веках после нескольких династических браков права на Андорру перешли от семейства Кабоэ к графам Фуа, выходцам из Наварры. 8 сентября 1278 года между епископом Уржеля и Рожером Бернардо III Фуа был подписан Первый Леридский договор о разделении полномочий между суверенами. С этого момента на политической карте появилось Княжество Андорра. В 1610 году Людовик XIII окончательно включает графство Фуа в состав французской короны и с тех пор Княжеством Андорра совместно управляют Епископ Сео-де-Уржель и суверен Франции.
В 1993 году граждане Андорры проголосовали за новую конституцию, согласно которой Андорра была провозглашена суверенным парламентским княжеством, а фактически — республикой. Однако издавна существующий закон, в соответствии с которым страна выплачивала своим правителям символическую дань: по четным годам — королю (а затем и президенту) Франции (960 франков), по нечетным — епископу Сео-де-Уржель (460 песет, 12 головок сыра, 12 куропаток, 12 каплунов и 6 окороков) жив и поныне. Андорра по-прежнему делает перечисления из государственного бюджета на счета своих «князей». Суммы крошечные (около 300 долларов), но традиция жива.
Неповторимые горные ландшафты, заснеженные вершины и цветущие долины – все это делает Андорру уникальным природным заповедником. Необычайно много здесь сохранилось и уникальных памятников истории и архитектуры: это и старинные арабские крепости, и римские мосты, и средневековые замки и соборы, и роскошные дворцы. Также заслуживают внимания и многочисленные музеи, среди которых особо выделяется всемирно известный Национальный музей автомобилей. Особое неповторимое очарование и шарм Андорре придает сочетание национальных традиций и самой современной инфраструктуры, уютных крошечных таверн и роскошных пятизвездочных отелей, маленьких сувенирных лавочек и сияющих торгово-развлекательных комплексов.
Попасть в Андорру или уехать из нее просто невозможно, не проехав через Сео-де-Уржель (Seo de Urgel). Этот испанский город, хоть и лежит за пределами Андорры, называется местными жителями "Испанские ворота в Андорру" и часто, с известной долей юмора, считается одним из андоррских городов. Начиная с IX века, Сео-де-Уржель был резиденцией епископов и графов Уржельских - испанских принцев-соправителей Андорры. Город славен своим собором XII столетия Катедраль-де-Санта-Мария - это одно из наиболее выдающихся сооружений романского стиля в Каталонии. Внутри собора расположен уникальный "музей Диочеса" - единственное в своём роде собрание фресок, священных писаний и церковной утвари, плюс редчайший экспонат - тысячелетний "Беатус" - иллюстрированный рукописный манускрипт с описанием Апокалипсиса.
Но пелотон должен двигаться дальше. И мы последуем за ними, на 96-м километре преодолев гору третьей категории Alto de la Collada de Clarà. После ее розыгрыша гонщики стремительно понесутся в сторону Барселоны. Но не все так просто, ведь за три с половиной километра до финиша пелотону предстоит покорить легендарный Montjuic, которому организаторы Вуэльты присвоили третью категорию.
На этом месте обосновались первые иберийские поселенцы (лайетаны). Римляне называли эту гору Монс Йовис в честь бога Юпитера. Современное же название Монтжуик получил из-за расположенного здесь древнего еврейского кладбища. С тех пор Монтжуик сильно изменился. Сегодня на северном склоне холма находится станция канатной дороги – самый эффектный способ подняться на гору и совершить прогулку «над портом» Барселоны. Здесь есть свой музей, дворцы, памятники и сады, и даже целый мини-город – (Pueblo Español). На склонах знаменитого холма расположились Национальный дворец, Этнологический и Археологический музеи, Греческий амфитеатр, Ботанический сад, Олимпийское кольцо, Центр изучения современного искусства (Фонд Миро) и роскошный особняк Мирамар с видами на побережье Барселоны.
Замок Монтжуик (Castillo de Monjuic), расположенный на восточном склоне горы, в настоящий момент является военным музеем. Первое здание на этом месте было дозорной башней, обращенной к морю и следящей за кораблями, приближающимися к городу. В 1640 году, во время мятежа против Филиппа IV на этом месте было сооружено первое укрепление в виде земляного вала. Форт был перестроен в настоящий замок в 1694 году, хотя его переделки продолжались до конца XVIII века. Это было мощное укрепление, насчитывавшее около 120 пушек. Во время мятежа Эспартеро в 1842 году отсюда обстреливалась Барселона с целью подавить восстание. С конца XIX века замок использовался как тюрьма для политических заключенных, включая анархистов, а во время Гражданской войны республиканцы превратили его в место массовых расстрелов в печально известной Яме святой Елены (Foso de Santa Elena). До 1960 года он оставался военной тюрьмой, пока в 1963 году, после трех лет ремонтных работ, генерал Франко с помпой не открыл в нем военный музей.
Барселона… город, о котором можно писать вечно. Город, который лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Один из самых популярных городов не только Испании, но и всей Европы замечательно сочетает в себе средневековую и современную архитектуру. Прибавьте к этому непосредственную близость Средиземного моря и получите миллионы путешественников, ежегодно стремящихся стать частью Барселоны и ее истории.
Достопримечательности Барселоны поражают своим разнообразием. Наряду с памятниками Готического квартала (Кафедральный собор Барселоны, Церковь Санта Мария дель Мар, Дворец Правительства Каталонии) в Барселоне широко представлена современная архитектура (Башня Агбар) и архитектура модерн знаменитого района Эшампле, создававшаяся такими архитекторами, как Антонио Гауди, Пуч-и-Кадафалк, Доменек-и-Монтанер.
Описать все достопримечательности просто невозможно, поэтому остановим свой взгляд лишь на некоторых из них. Барселона – это город Гауди. И многие считают, что Гауди был главным архитектором Барселоны. Но на самом деле это совсем не так. Более того, карьера Гауди началась со скандала, связанного именно с городскими властями Барселоны. Муниципалитет заказал архитектору-новичку создать фонари для Королевской площади. Но Гауди назвал такую цену, что городские власти начали охать и ахать. Эти фонари и сегодня украшают город, но с тех пор муниципалитет никогда больше не обращался к Дону Антонио.
Сама судьба Гауди полна мистики и противоречий. Смерть подстерегала его с самого рождения. Родился Антонио Гауди 25 июня 1852 года в городке Реус, недалеко от Барселоны. Его покрестили на следующий же день, ибо боялись, что ребенок не выживет: беременность матери и роды были очень сложными. К тому же, перед этим семья уже потеряла двоих младенцев. Однажды Антонио подслушал разговор отца и матери с врачом, который предрекал, что “мальчик неизбежно скоро умрет”. Антонио остался жить, хотя болезни досаждали ему на протяжении всей жизни: в тридцать он выглядел намного старше ровесников, а в пятьдесят – и вовсе глубоким старцем. Однако в молодости Антонио был настоящим денди: любитель лайкровых перчаток и черных шелковых цилиндров, рыжий, с голубыми глазами. Девушки сходили с ума по этому парню, однако Гауди так и остался в одиночестве. Архитектор решил, что его судьба – уединение. Это позволило ему целиком посвятить себя творчеству – созданию невероятных для своего времени архитектурных форм. Так что же такого соорудил Гауди, что неразрывно и навсегда связало его имя с Барселоной?
Саграда Фамилия (Собор Святого Семейства) - архитектурный шедевр, который является не только одним из главных символов города, но и одним из самых необычных соборов мира. Он строится по проекту Антонио Гауди уже более ста лет и до сих пор не завершен. Идея построить новый собор в Барселоне пришла местному книготорговцу, Жузепу Бокабелье, который основал религиозное общество святого Иосифа. Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, но в 1883 году строительство было поручено Гауди, который значительно изменил первоначальный проект. Гауди задумал гигантский собор: ширина трансепта составляла 60 метров, длина нефа – 90 метров. Весь собор должен был быть окружен внешней крытой аркадой или клуатром. Неф должен был напоминать лес каменных колонн. Каменные скамьи для 1300 верующих в проекте Гауди стояли так близко друг от друга, чтобы люди не могли класть ногу на ногу. По задумке Гауди Храм полон символов и знаков. Двенадцать башен посвящаются апостолам, центральная с крестом – Христу. Каждая деталь фасада – тоже символ, как и вся внутренняя отделка. В 1886 Гауди с уверенностью произносит, что через 10 лет строительство храма будет закончено. Сегодня 2012 год, и согласно самым смелым расчетам стройка закончится не раньше 2030 года. Вскоре и сам мастер понял, что погорячился с прогнозами.
При жизни Гауди успел закончить только один фасад – фасад Рождества (Божьего Рождения). Каждый персонаж на фасаде имеет реальный прототип. Младенец Иисус – внук одного из строителей, Иуда – стражник-пропойца, Понтий Пилат – тучный пастух коз, царь Давид – красавец-штукатур, ослика дал в долг местный торговец. Чтобы показать сцену «избиение младенцев», Гауди ходил в анатомический театр, где делал слепки с мертворожденных чад.
После гибели мастера храм достраивался сначала его учениками, а теперь уже просто последователями Гауди. Работу усложняет то обстоятельство, что Дон Антонио не очень любил чертежи, многое вынашивал в голове, многое совершенствовал на ходу. К тому же, в 1936 году в мастерской Гауди случился пожар, который многое уничтожил. Одно Гауди ясно дал понять - те, кто придут после него, вольны делать все, что сочтут наиболее полезным для собора. Во время гражданской войны строительство собора прекратилось, все макеты были сломаны, а чертежи уничтожены. Возобновилось строительство лишь в 1952 году. В 80-е годы XX века была завершена работа над фасадом Страстей Христовых, который совершенно не похож на фасад Гауди. Южный фасад, который должен стать главным входом в собор, и весь неф не достроены до сих пор. По плану главный шпиль, намного более высокий, чем остальные башни собора, будет окружен четырьмя высокими башнями, символизирующими евангелистов. В настоящее время построено 8 из 12 (символизирующих апостолов) башен.
Думал ли Дон Антонио в далеком 1883 году о том, что однажды Саграда Фамилия станет не просто храмом, а скорее, большим памятником Христу и Святым, памятником гению Гауди? Рассчитывал ли он на такое, когда ходил по улицам Барселоны с железной кружкой и собирал гроши на стройку? Когда в концы жизни перебрался жить в мастерскую при стройке, чтобы не тратить время на ежедневные походы домой? Когда произносил, что это – его служение, которое наверное выглядит так, «чтобы ангелам было приятно».
Продолжая экскурсию по местам архитектора, стоит посетить Passeig de Gracia, где находятся дома, построенные Антонио Гауди. В 1900 году Дом Бальо (Casa Batllo) приобрел текстильный магнат Жосепу-Бальо-и-Касанова, который заказал его реконструкцию Гауди, который перестроил здание, сохранив его структуру. Главный фасад выполнен из тесаного камня, добываемого на холме Монтжуик. Символика главного фасада имеет разное толкование: изображение моря, сцена карнавала, изображение дракона. Наиболее достоверным является объяснение, что Гауди изобразил Георгия Победоносца (покровителя Каталонии), пронзающего змея. Таким образом, на фасаде здания изображены: сверкающая чешуя дракона, кости и черепа его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов. По мнению Сальвадора Дали изогнутые стены и окна «изображают волны во время шторма», а длинные и тонкие колонны напротив окон похожи на большие берцовые кости, поэтому Дом Бальо иногда также называют «Домом костей». C 1969 году Дом Бальо является памятником национального значения, а с 2005 года включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Дом Мила (Casa Mila) находится выше по той же улице, на противоположной стороне. Дом был построен в 1910 году и является одной из самых знаменитых работ Гауди. Жители Барселоны часто называют этот дом La Pedrera (каменоломня) из-за его серого, грубо обработанного фасада. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без опорных стен. Ядром инженерного проекта Гауди сделал два круглых внутренних дворика для вентиляции. Впервые в городе архитектором был предусмотрен подземный гараж.
В настоящее время здание находится в собственности местного банка «Caixa de Catalunya». В Каса Мила проводятся экскурсии по квартире на седьмом этаже здания (оформленной в стиле 20-х годов XX века), в ходе которой также демонстрируются чердачный этаж и терраса на крыше. На остальных этажах размещаются офисы, а некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи. На крыше дома находятся оригинальные вентиляционные и печные трубы, которые были прозваны местными жителями «пугалами для ведьм». Дом Мила – первое сооружение XX века, включенное в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в 1984г.).
Парк Гуэль попал в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО лишь в 1984 году, но с самого начала своего существования был и остается уникальным достоянием культуры и архитектуры, единственным во всем мире. Возник парк после того, как в 1910 году Эусебио Гуэль поручил Антонио Гауди построить частный жилой квартал на холме в окрестностях Барселоны. Изначально планировалось создать город-сад с зонами отдыха и декоративными сооружениями. Проект провалился – с 62 участков приобрели только два. Один - адвокат Триас-и-Даменек, друг Гауди, а второй – сам Гауди. Третий типичный дом, который должен был быть образцом для покупателей, сам Гуэль переделал под свою резиденцию. Однако, это не остановило архитектора, как и географическое расположение будущего парка. Работа с наклонными поверхностями и большое количество камней в почве стали дополнительными препятствиями в работе Гауди. Однако, гениальный архитектор, вместо того, чтобы воспринять форму ландшафта этой местности как трудность, сделал ее своим союзником, черпая вдохновение в цветовой гамме природы и пользуясь склонами холма, чтобы разработать эффективные водостоки.
Результат его напряженной и кропотливой работы - огромный сад, полный фантазии, укромных тропинок и склонов, которые словно отражают утопическую мечту о "потерянном рае". Приятно побродить по тенистому лесу из дубов, сосен, олеандров и плюща, отдохнуть на "Площади греческого театра", посидев на красочной длинной скамье извилистой формы. Говорят, когда Гауди делал ее, он посадил голых строителей на еще сырую глину, чтобы спинка приняла форму человеческого тела. Самая потрясающая деталь парка - мозаика тренкадис из разноцветных черепков работы Жузепа-Марии Жужоля, друга Гауди. Во всем Парке Гуэль царствует идея симбиоза между человеком и природой, которые Гауди воплотил в реальность в своих творениях. Здесь находятся знаменитые символы Барселоны: «пряничный домик» и мозаичная ящерица, ставшая одним из главных эмблем Барселоны. Музей Антонио Гауди находится в том самом доме, который архитектор приобрел в самом начале строительства парка.
Гауди погиб в 1926 году. Он отошел на небольшое расстояние от Собора Саграда Фамилия - осмотреть храм издали, прикинуть, что и как - и его раздавил трамвай. Народ не сразу понял, что этот старик в лохмотьях - большой мастер. Только в госпитале все поняли, кто это умер. Сегодня площадь перед собором носит имя великого архитектора. Барселона по праву стала городом Гауди.
- Комментариев
- (1)
- Просмотров
- (9 533)