Идея поехать на велогонку родилась у меня уже давно, но только в этом году удалось ее реализовать. Гонок в течение года много, посмотреть хочется все, но надо выбирать. Я до этого еще ни разу не видел гонки вживую, но решил, что не обязательно начинать с малого, а можно начать прямо с Тура. Как ни странно, поехал я не во Францию, а выбрал один из британских этапов – 3 этап с финишем в Лондоне. Я не люблю фотографировать, у меня даже нет фотоаппарата, поэтому фотографий будет мало, и все они сделаны на телефон. Постараюсь описать увиденное словами.

Я прилетел в Лондон заранее – в субботу 5 июля. Специально оставил себе один полный день до этапа, чтобы в спокойной обстановке оценить места, по которым поедут гонщики и выбрать наиболее удобные для просмотра. Пришлось ради этого пожертвовать просмотром первого этапа – когда Киттель надевал желтую майку, я находился на пути из аэропорта к центру города. Времени в субботу оставалось уже мало, но на место финиша этапа я успел посмотреть. Мэлл – идеально ровная широкая улица, практически без разметки, с красноватым асфальтом. Смотрится очень красиво и необычно из-за своего цвета. На ней был финиш олимпийской групповой гонки, там же были последние 500 метров 3 этапа Тура. За два дня до этапа там еще не было никаких приготовлений к предстоящему финишу

Тур де Франс в Лондоне

В воскресенье с самого утра я опять поехал в район финиша, чтобы подробнее изучить маршрут. А поскольку финиш был в самом центре города, то с туристической точки зрения все было тоже очень интересно – удалось за один день увидеть большинство достопримечательностей.

Кроме просмотра 3 этапа, меня волновал и еще один важный вопрос – где смотреть второй этап. В России, например, я не встречал заведений, которые специально показывали бы велоспорт. Я надеялся, что в Великобритании с этим намного лучше, и я не ошибся. Все получилось даже удобнее, чем я ожидал. Придя утром на Трафальгарскую площадь, я обнаружил там большой экран и растяжки с символикой Тура. Вопрос с местом просмотра 2 этапа был решен.

Мэлл в это время был уже перекрыт.

Тур де Франс в Лондоне

Туда съезжались машины с оборудованием, рабочие начинали выгружать ограждения, демонтировали светофоры. Перекрыты были и другие улицы, примерно полтора последних километра этапа и прилегающие к ним дороги. Можно было спокойно прогуляться прямо по середине Мэлла. Велосипедистов тоже пускали на перекрытые улицы. Я, конечно же, воспользовался этим, взял напрокат велосипед и проехал последние километры этапа. Хороший асфальт, никакого градиента, правда по краям дорог присутствуют люки и трещины. Сам асфальт на Мэлле и на повороте перед финишем такой, что не становится скользким во время дождя.

По всему центру города можно было увидеть множество напоминаний о предстоящем этапе. Объявления на столбах, плакаты на станциях и в переходах метро – везде были предупреждения об ограничениях движения и подробности об изменениях маршрутов городского транспорта. Поблизости от самой трассы этапа можно было встретить подробные карты зоны проведения и просмотра этапа.

Кроме информационных вывесок, то и дело на глаза попадалась просто символика Тура – в витринах магазинов, на рекламных объявлениях, даже на некоторых прокатных велосипедах.

А если вам интересно, за кого болеют в Лондоне, то вот ответ

Тур де Франс в Лондоне

Ко времени трансляции 2 этапа я вернулся на Трафальгарскую площадь. Там уже развернулся целый фан-парк. Множество палаток с сувенирами, велоодеждой, трансляция этапа на большом экране – и все это в самом центре Лондона, с видом на львов Трафальгарской площади и на Биг Бен. Отличное место, чтобы посмотреть Тур де Франс.

Необычным для меня было время финиша этапов из-за разницы во времени. В этот день и в несколько последующих надо было не забывать, что финиш будет не в привычные 19 часов, а в 16.

Лондонские любители велоспорта смотрели 2 этап очень спокойно, почти без эмоций. Было только два раза, когда все начинали аплодировать – когда атаковал Фрум и когда Нибали пересекал финишную черту.

После этапа я обнаружил еще один такой же фан-парк в Грин парке, тоже в центре. С удовольствием посмотрел там сюжет о Туре 2009 года. Не знаю, почему они показывали именно этот Тур, на предысторию я не успел.

Мне очень понравились оба фан-парка. Сама идея и отношение к велогонкам были для меня очень необычными, в России я пока не могу себе такого представить. Жаль, что эти парки были развернуты только на первые три этапа, но, видимо, их главной задачей было привлечение внимания и подогрев интереса к самому главному – к финишу в Лондоне. С этой задачей они с успехом справились.

7 июля, в день лондонского этапа, я приехал в район финиша уже в начале девятого утра. Я просто не мог позволить себе что-то пропустить, хотелось увидеть не только сам проезд гонщиков, но и все приготовления, все то, что никогда не увидишь по телевизору во время трансляций.

Возможно, кому-то это покажется странным, но мне было интересно буквально все. Как готовят трассу, наносят разметку с указанием расстояния до финиша, как готовят финишный створ и как надувают и устанавливают растяжку 1 км до финиша. Могу сказать, что таких фанатов велоспорта я в тот день увидел много – в начале девятого у самых ограждений трассы на последних 500 метрах уже сидели самые подготовленные болельщики, на складных стульчиках и с запасами продуктов. Нельзя сказать, что мест у самой трассы уже не было. Еще оставались свободные промежутки, но ни складного стульчика, ни запаса еды у меня не было, поэтому занимать место я не стал, да и не собирался изначально, потому что хотел везде погулять и все посмотреть.

Почему-то организаторы решили оставить гонщикам только половину Мэлла для финиша, вторую половину отдали болельщикам, а ближе к финишу там поставили трибуны, оборудование, машины. До финиша вдоль трассы мне вообще не удалось дойти. Примерно за 150 метров до черты начиналась закрытая зона. Наверное, туда можно было купить билеты. Или только по приглашениям, не знаю, не уточнял этот вопрос. Примерно через 100 метров после финиша эта зона заканчивалась, и можно было опять подойти вплотную к трассе. И там тоже уже сидели болельщики. В принципе, действительно неплохая точка для обзора. Можно увидеть сам финиш, а потом мимо тебя проедет Киттель с поднятыми вверх руками. Чуть подальше, напротив, я обнаружил подиум, где будут награждать победителя и надевать все майки.

Начиная с поворота на Мэлл, расположенного примерно за 500 метров до финиша и дальше, в районе отметки 1 км, утром было еще свободно и можно было занять любое место прямо у трассы.

Если смотреть на карту, то последние полтора километра этапа были в форме буквы Л, огибающей парк. По другую сторону Мэлла, напротив парка, даже после финишной черты была только закрытая зона. Там расположилось все оборудование, подиум и машины различных телеканалов. А весь парк был открыт для болельщиков и там развернулась большая фан-зона, с множеством палаток, развлечениями, большим экраном. В некоторых палатках я нашел майки всех команд Про-тура. Судя по цене, они были настоящими, соответствующего качества. Судя по ощущениям, они были совсем другого качества и должны были стоить раза в 3 дешевле. Конечно же, было множество палаток с плюшевыми львами, желтыми флягами, бейсболками и прочими сувенирами.

На большом экране я посмотрел старт этапа и за три часа до предполагаемого времени финиша я решил занять место у трассы. Я еще утром присмотрел себе место на повороте перед финишем, на внешнем радиусе с видом на километровую отметку. С этого места просматривалась вся прямая, начиная примерно с полутора километров до финиша, и сам поворот. План удалось выполнить только частично, потому что за три часа до финиша все места у ограждения были уже заняты, причем ряда в 2-3. В нескольких метрах позади ограждений я обнаружил небольшой заборчик высотой около метра и металлической планкой на высоте полуметра от земли. Я решил, что мой рост плюс полметра – это хорошая высота для просмотра и сел на этот заборчик с намерением просидеть там все три часа. Так я там и просидел, а люди все прибывали, и часа за полтора до предполагаемого времени финиша уже все пространство передо мной было забито болельщиками. Весь заборчик тоже был занят, и даже позади него была толпа, хотя оттуда, как мне кажется, совсем ничего не было видно.

Тур де Франс в Лондоне

Ждать было не скучно, болельщики развлекались, как могли. Например, поддерживая каждого полицейского, проезжающего на мотоцикле, как будто это гонщик из отрыва, которого преследуют спринтеры. От рекламного каравана я ожидал большего. Он меня совсем не впечатлил. Может быть, из Франции приехал не весь караван или просто я слишком придираюсь. Но на меня не произвели никакого впечатления разукрашенные машины или, например, машина в форме ботинка.

С моего места не было видно экрана с трансляцией и объявления диктора тоже было слышно плохо. Я следил за ходом этапа с помощью официального приложения сайта letour, британец, сидевший рядом со мной, увидел это, поинтересовался, и сразу же скачал его к себе на телефон. Когда я открыл онлайн трансляцию на Велолайве, он тоже посмотрел, но почему то ничего не спросил.

Чем ближе пелотон был к финишу, тем больше становилось напряжение, все смотрели вдаль в ожидании гонщиков, приближающийся звук вертолета, много полицейских машин, и, наконец, сам пелотон. Сложно описать эмоции, которые были в этот момент. Все происходило очень быстро. Даже с учетом того, что перед поворотом гонщики немного притормаживали, все равно все проехали очень быстро, всех разглядеть невозможно, успеваешь только выхватывать отдельные лица. Поезд Giant, Киттель, Кристофф, большая группа, разрыв, еще группа, Мартин, Шлек, разрывы, отдельные гонщики, двое из Тинькофф – вот примерно так я все увидел. Я хорошо знаю гонщиков в лицо, но в тот момент практически никого не удалось узнать.

Сразу после проезда пелотона я стал как можно быстрее пробираться к подиуму. Это было сложно, везде были толпы, причем идущие совсем в разных направлениях. Я все-таки добрался до подиума, но там тоже была огромная толпа, и я смотрел за награждением с довольно приличного расстояния. Награждение Киттеля я не увидел, но увидел все майки.

Последней моей целью была стоянка командных автобусов. Проблема была в том, что я не знал, где она. Я пытался заранее найти информацию в интернете. Нашел только то, что проход к автобусам стоит 500 фунтов, но не нашел информацию о расположении. 500 фунтов мне было жалко. Кстати, я не совсем понял, но, кажется, это цена за возможность прохода к автобусам на протяжении всего Тура. Но не зря я заранее изучил весь район финиша. После того, как я не увидел автобусов в закрытой зоне напротив парка, я понял, что есть только одно место, куда разумно было бы поместить все автобусы, и я угадал. Я пришел прямо к стоянке всех командных автобусов. Конечно же, я там был не один. Вся площадка была с внушительным запасом огорожена. За ограждение пускали только по специальным браслетам, а вокруг ограждения собрались болельщики. Интересно, что уезжали команды не на своих автобусах, а в нескольких других. На каждом из них было по 3-4 бумажки с названиями команд, которые в них едут. Причем эти автобусы располагались за ограждением, и некоторые гонщики переходили туда из своих командных автобусов своим ходом. Для этого полицейские выделили специальный коридор, но все равно на гонщиков удалось посмотреть с не очень большого расстояния. Дегенкольб, Моллема, Феклер ходит из стороны в сторону, Мартин разговаривает по телефону, Фохт развернулся в сторону болельщиков, посмеялся, помахал всем нам, подпрыгивая на одной ноге. Висконти, Саган, которого звали громче всего. Ну и отдельно хочется сказать о Джерайнте Томасе. Я его теперь очень уважаю, как профессионала. Он единственный из гонщиков подошел к ограждению и стал раздавать автографы. Чуть позже на велосипедах к автобусам приехали Киттель и Нибали. Наверное, раздавали интервью после награждения. Когда автобусы уехали, я еще раз подошел к финишной зоне и увидел там, дающих интервью, Миллара и Винокурова.

На этом рассказ о Туре заканчивается. Довольно быстро рабочие стали разбирать все конструкции и на следующий день на Мэлле ничего не напоминало о прошедшем этапе. Я остался очень доволен поездкой, получил массу впечатлений. Да, просмотр этапа вживую, как ни странно, приводит к тому, что сам этап посмотреть и не получается. Все, что ты видишь - это минута проезда гонщиков. Но зато можно увидеть много всего другого, погрузиться в атмосферу настоящего велопраздника, увидеть гонщиков совсем рядом. Уверен, что это далеко не последняя моя поездка на велогонки. Возможно, я вернусь в Лондон, чтобы посмотреть Тур Британии, обязательно постараюсь выбраться на Гран-туры.

ПРО ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В ЛОНДОНЕ

Отступая от темы Тур де Франс, хочется немного сказать о велосипедах и велосипедистах в Лондоне. Моим основным средством передвижения является велосипед, поэтому я с огромным интересом наблюдал, какие условия созданы для велосипедистов в Лондоне. А созданы там все условия. Самое главное – абсолютное равноправие велосипедов и автомобилей на проезжей части. Не только на бумаге, но и фактически. В России тоже, согласно ПДД, за исключением пары пунктов, автомобиль и велосипед равноправны на дороге. Но по факту, многие автомобилисты об этом даже не подозревают. В Лондоне же велосипедисты спокойно ездят по любой полосе, поворачивают в любом направлении на перекрестках, и никто из автомобилистов не пытается им мешать или сигналить. Все движутся в общем потоке, никто не гоняет со скоростями за 60, но и заторов практически нет. Там практически нет велодорожек, но из-за такого уважительного отношения между всеми участниками дорожного движения, они и не нужны. Велосипедисты в свою очередь, тоже соблюдают правила и соблюдают самое главное, на мой взгляд, правило. Они не ездят по тротуарам. Там тоже, как и в России это запрещено. Но у нас это мало кого останавливает, там же я за всю неделю видел велосипедистов на тротуаре только два раза. Я очень надеюсь, что в России когда-нибудь тоже будет что-то подобное. Мне сложно говорить про все города, я сужу только по Санкт-Петербургу, но, насколько я знаю, в остальных российских городах дела с велосипедным движением обстоят не лучше, а даже хуже.

Подавляющее большинство лондонцев ездят на шоссейниках. Видимо, качество дорог способствует. Почти все правильно экипированы – в велоодежде, шлемах, велотуфлях. Мне было очень приятно это видеть, у нас такие в меньшинстве. Передвигаясь в таком виде, часто ловишь на себе заинтересованные взгляды прохожих, потому что вид правильно одетого велосипедиста на шоссейнике – это пока что экзотика для Питера. Опять же, надеюсь, со временем это изменится.

Замечал я и интересных велосипедистов в Лондоне. Далеко не в единственном числе были замечены люди на шоссейниках, в форме, но в обычной обуви. Это довольно необычно, даже не знаю, почему люди не покупают нормальные велотуфли. Возможно, просто боятся. А еще один раз был замечен велосипедист в строгом костюме, без шлема, но в хороших шоссейных велотуфлях, причем под цвет костюма. Потрясающая картина.

В Лондоне очень хорошо развит велопрокат. По всему городу поставлены станции с велосипедами и терминалами оплаты. Можно за небольшую сумму приобрести дневной или недельный абонемент на прокат и брать любой велосипед с этих станций, причем вернуть его можно в любую другую точку проката. На мой взгляд велосипеды неудобные, но все равно приятно покататься, главное не забывать про левостороннее движение.

И, в заключение, расскажу про такие заведения, как велокафе. Это заведения, сделанные специально для того, чтобы туда приезжали на велосипедах. В каждом таком месте есть парковки, веломагазин и само кафе. Рацион кафе адаптирован под велосипедистов. Я побывал в двух таких местах. В одном было много велоодежды и много фирменной одежды с символикой Скай, причем были и настоящие веломайки. Но стоили они дорого. Мне нравится дизайн формы Скай, я бы себе купил, но, кажется, что во время Тура цены были сильно завышены. Зайду туда как-нибудь в другой раз. Второе кафе, в которое я заходил, было более уютным, чувствовалось, что это место сбора и общения местных велосипедистов. Плюс к этому там была оборудована неплохая веломастерская. Для меня важнее всего было то, что в этих кафе на проекторах показывали этапы Тура в прямом эфире. Я провел в Лондоне неделю и ни разу у меня не было проблем с тем, чтобы посмотреть финиш этапа. Если будете в Лондоне, обязательно зайдите в эти велокафе, это замечательные места, аналогов которых у нас я пока не встречал. Если интересуют координаты, пишите мне в личные сообщения, я поделюсь.