- Категория:
- VeloNEWS |
- Дата:
- 13-08-2012, 12:42
Тема допинга в спорте то с жаром обсуждается на передовицах и в комментариях, то ненадолго затихает, но она всегда актуальна, и достаточно крошечной искры, чтобы снова разгорелся пожар дискуссий. Это вопрос, который никогда не будет закрыт, и на который у каждого знатока или любителя есть свой ответ. Это самый неоднозначный аспект всего спорта в целом и велоспорта в частности, сделавший многих из нас циниками, переставшими верить кому бы то ни было. И когда тот же Джонатан Воутерс заявляет о чистоте своей команды, о своих идеалах и планах, многие насмехаются в ответ и припоминают ему старые грехи и приписывают новые провинности. Но он так же, как и любой другой член велосообщества, имеет право на свое мнение и охотно высказывает его, как, например, в статье, опубликованной на днях в The New York Times.
Почему спортсмен принимает допинг? Я знаю, почему, так как я сталкивался с этим выбором.
Моя жизнь на велосипеде началась в средней школе. Когда в 5.30 утра звонил будильник на моих часах с Гуфи, я выскакивал из постели с волнением и целеустремленностью. Слетев с лестницы, я натягивал на себя 20 слоев мешковатого спандекса на свой 90-фунтовый скелет и вылетал из гаража. Я ехал в темноте морозного колорадского утра. На протяжении следующих 30 миль, я доводил свой сердечный ритм до максимальной частоты и крутил педали так быстро, как они только могли крутиться, получая различные обморожения конечностей и заставляя родителей сомневаться в моем здравом рассудке.
Эти ранние поездки составляют большую часть моих подростковых воспоминаний; падения, адреналин и дисциплина ежедневных тренировок. Но самые яркие воспоминания о тех поездках – о том, как я мечтал.
Когда я колесил по окрестностям пригородов Денвера, моя мысли были где угодно, только не там. Я поднимался на великие альпийские перевалы Тур де Франс. Из моих мыслей стирались хулиганы в школе, денежные проблемы дома и тот факт, что никто не хотел ходить со мной домой. Я нашел избавление в этих мечтах, и когда я вернулся в реальность, то решил, что никакая тяжелая работа, никакие страдания, дисциплина и самопожертвование не остановят меня на пути к этой мечте. Я не смог бы дать определение тому, что я чувствовал. Но я чувствовал, что это судьба.
Достижение детской мечты – трудный путь. Я осознал истину только тогда, когда годы и мили остались позади. Во-первых, это гигантское физическое усилие – проезжать по 20 тыс. миль в год в течение десяти лет подряд, чтобы осилить сходную дистанцию или вообще принять участие в Тур де Франс. Потом – это нагрузка на твою семью, так как они стараются поддерживать тебя или хотя бы понять такую необычную концентрацию. Далее – потеря друзей и социальных контактов. В то время как многие мои друзья веселились на выпускном, я рано лег спать из-за гонки на следующий день. Во время вручений аттестатов, я разъезжал на мамином «олдсмобиле» 78-го года по стране, чтобы участвовать в гонках, на которых меня могли заметить. И когда большинство ребят отправились я колледж, я оказался в Испании в квартире с холодной водой, чтобы чего-то добиться.
Люди, которым в итоге удалось воплотить свои мечты в жизнь, - не везунчики и не одаренные свыше, нет, они упорны, решительны и готовы идти на жертвы. Теперь представьте, что вы заплатили взносы, вы сделали свою работу, вы талантливы, и ваша решимость тверда, как бетон. Мечта на 98 процентов исполнена, но нужно еще немножко, чтобы стать великим.
И тогда, когда ты в шаге от своей детской мечты, вам говорят, прямо либо косвенно, ваш тренер, наставник или даже босс, что ничего не получится, только если ты не обманешь. Если не примешь допинг. Допинг может оказаться вот этими двумя недостающими процентами. Это может помочь выжить твоей мечте, по крайней мере, в глазах тех, кто не может заглянуть тебе в сердце. Так что тебе приходится лгать. Лгать своей матери, своим друзьям, своим фанатам. Лгать миру. Эта та самая суровая реальность, которая предстала перед многими из самых талантливых, трудолюбивых спортсменов и спортсменов с самыми большими мечтами.
Какое значение на самом деле имеют эти два процента? В элитном спорте 2 процента во времени, в силе или в мощи равняются вечности. Это разница на стометровке между 9.8 и 10.00 секундами. В плавании это разница между первым и десятым местом на стометровке брассом. А на Тур де Франс 2 процента – это разница между первым и сотым местом в генеральной классификации.
Чтобы было понятно – пробежать стометровку за 9.8 (или быстрее), выиграть стометровку брассом или победить на Тур де Франс возможно, и это было сделано без допинга. Но также ясно, что победа невозможна, если не соблюдаются антидопинговые правила. Если вы только что сказали – нет, антидопинговые правила не соблюдались, то вы положили конец своей мечте, потому что вы не можете быть конкурентоспособным. Это непреложный факт допинга. Решение проблемы не в том, чтобы учить молодых спортсменов, что отказ от мечты всей жизни – лучше, чем поддаться обману. Решение в том, чтобы не давать им такой возможности. И единственный способ исключить этот выбор, - вложить все наши усилия в соблюдение антидопинговых правил. Выбор между прощанием со своей детской мечтой и жизнью с грузом обмана на сердце ужасен и невыносим. Со мной это было, я знаю, о чем говорю. Я выбрал положить свою мечту на заклание. Я выбрал применение допинга. Я извиняюсь за это решение, и я глубоко сожалею о нем. Чувство вины, которое я испытывал, заставило меня уйти из спорта и создать профессиональную велокоманду, где подобный выбор был исключен путем тщательного тестирования и культурного сдвига, когда гоняться чистым стало важнее, чем побеждать. Мои спортсмены не сталкиваются с таким выбором.
Я не был одержим обманом, я ненавидел его, но я был амбициозен – это та черта, которой наше общество, как правило, восхищается. Я больше половины моей жизни вкалывал ради одной цели. Но когда ты амбициозен в мире, где правила не действуют, это как жульничество с подоходным налогом в мире, где правительство не проводит ревизию. Подумайте, что бы вы сделали, если бы у нас не было Службы внутренних доходов.
И подумайте о талантливых спортсменах, которые сделали правильный выбор и ушли. Они были наказаны за то, что следовали своему моральному компасу, и остались за бортом. Как они смирились с потерей своей мечты? Она была украдена у них. Когда я гонялся в 90-х и начале 2000-х гг., правила легко нарушались всеми и каждым, - и если ты хотел быть конкурентоспособным, прежде всего, ты должен был идти в ногу со всеми. И мы должны работать для того, чтобы предотвратить то, чтобы эта среда снова стала такой. Это разрушает мечты. Это разрушает людей. Это уничтожает наших лучших спортсменов.
Когда я смотрел Олимпиаду на протяжении последних двух недель, я немного завидовал, так как я знаю каких огромных успехов достиг спорт в избавлении от допинга по сравнению с моим временем. Спортсмены знают, они могут быть уверены, что сейчас гонка может быть выиграна чисто.
Если бы посыл, который я получил, был другим, или, что еще важнее, реальность в спорте была другой, возможно, я смог бы воплотить свою мечту, не убивая свою душу. Без обмана. Я был на 15 лет моложе, на 15 лет глупее. Я принял неверное решение, но я знаю, что надо сделать, чтобы для будущих поколений принятие верного решения стало реальным. Они хотят сделать правильный выбор. Это урок, который я усвоил от молодых спортсменов, и я сделал задачей своей жизни помочь правильному выбору стать реальностью.
Они должны без всяких сомнений знать, что они будут иметь равные шансы, гоняясь чистыми. И чтобы это было так, правила должны быть ужесточены, и наши усилия для этого должны быть жестокими и беспощадными. Сейчас антидопинговые органы работают в 1000 раз эффективнее, чем в мое время, и это приносит мне огромное удовлетворение. Но мы должны поддерживать эти усилия еще больше.
Почти каждый спортсмен, принимавший допинг, который встречался мне, говорил, что он сделал это только потому, что хотел равных условий. Это говорит о том, что все хотят просто получить свой шанс, не больше. Ну так давайте дадим нашим молодым спортсменам равные условия без допинга. Давайте вложим наши усилия и ресурсы в то, чтобы сделать спорт честным, чтобы это решение никогда не вставало перед спортсменом. Мы вложили столько усилий в рекламу и идеализацию спортсменов, так давайте с тем же рвением дадим им то, чего они на самом деле хотят: осуществить их мечты без ущерба для нравственности.
How to Get Doping Out of Sports by JONATHAN VAUGHTERS
- Комментариев
- (19)
- Просмотров
- (4 936)