- Категория:
- VeloZOOM |
- Дата:
- 26-12-2011, 17:17
Со стороны командная разделка выглядит гладко и предсказуемо, как раскачивание маятника. Непрерывная цепочка гонщиков, первый как будто разрезает воздух для тех, кто едет следом за ним, уходя в сторону, когда его смена отработана, и перемещаясь назад. Создается впечатление, сходное с тем, что возникает при взгляде на конькобежцев, скользящих по льду. Это зрелище гипнотизирует, взгляд на нем отдыхает.
Но на самом деле ничего подобного нет и в помине.
«Что вам нужно знать о командной разделке – так это то, что каждый гонщик в отдельности и все они вместе находятся на грани того, чтобы рассыпаться на части в любой момент гонки, - рассказал Джонатан Воутерс, глава команды Garmin-Cervelo в интервью Cycle Sport. – Со стороны это выглядит прекрасно и очень спокойно, но когда ребята спускаются назад, они каждый раз едва ловят последнее колесо. Команда все время на грани распада».
При ближайшем рассмотрении можно убедиться в том, что Воутерс знает, о чем говорит. Гонщики впереди выполняют практически спринтерскую функцию, бросая себя на черту, иногда даже слишком, достигая «красной зоны» еще до конца смены. Сдать смену не так-то просто – гонщики должны перевести дух, но при этом поддерживать достаточную скорость, чтобы не вылететь, и им предстоит еще один спринт за последним колесом. Теперь они должны снова набрать скорость и при этом сохранить достаточное количество энергии для того момента, когда они, передвигаясь вперед, снова окажутся во главе команды. Все на самом деле гораздо более агрессивно, чем кажется, и хотя гонщики не спринтуют так, как в конце этапа, весь процесс включает в себя очень сложную комбинацию крайне тяжелого приложения усилий и четкого расчета темпа. Стандарты сейчас настолько высоки, что одно-единственное упущение отбросит гонщика далеко назад, и догонять будет бесполезно.
Garmin были победителями командной разделки на Туре-2011, на короткой, прямой дистанции, стартующей и финишировавшей в Les Essarts в Вандее. Лучшие команды финишировали удивительно близко друг к другу – в четырех секундах были BMC, Sky и Leopard-Trek, их в свою очередь разделили доли секунды, еще в секунде были HTC-Highroad. Не так уж далеко были RadioShack – в 10 секундах, и Rabobank – в 12 секундах. Шесть команд потеряли по полсекунды или даже меньше относительно Garmin на километре дистанции, - сражение было очень напряженным.
Если бы нужно было набрать виртуальную велокоманду, то вы бы выбрали многих гонщиков Garmin для командной разделки. Но победа – это нечто гораздо большее, чем просто включить в состав девять лучших гонщиков. Воутерс настаивает на том, что уровень внимания к деталям при планировании и применение этого подхода сыграли свою роль. Это не означает, что ни одна команда больше не тренирует командные разделки на таком высоком уровне, но в Garmin выполнили все на грани - и в планировании, и в организации, и в подборе гонщиков, и в исполнении – чтобы победить.
Воутерс создал одну из самых сплоченных команд в World Tour, и его команда была вознаграждена за свою работу победой на разделке. Перед Туром он всячески подчеркивал, что семь из девяти гонщиков в составе работали в проекте Slipstream с самого начала, то есть с 2008 года. Воутерс запланировал, что командная разделка должна принести его команде первую победу на Туре, и подошел к этой цели со всей серьезностью. Вместе с командным специалистом по аэродинамике, ученым Робби Кетчеллом, данный этап был разработан в мельчайших деталях. И, как говорит Воутерс, основное различие между Garmin и другими командами – это и есть Кетчелл.
«Кетчелл умнейший парень среди нас, - говорит Джонатан Воутерс. – Я могу дать руку на отсечение в подтверждение своих слов. Я могу сказать, что один Робби принес нам больше мелких, предельных улучшений и показателей, чем вся команда за предыдущие годы. Я никогда не встречал никого такого же умного, как он».
Кетчелл работал в аэродинамической трубе в Форт Коллинз, когда команда Slipstream проводила там тесты в конце 2007 года. Сейчас он работает с командой на полную ставку. Бывший гонщик Кетчелл – мастер на все руки. «У меня есть опыт работы в информатике, технике, физиологии. Я гонялся на велосипедах с 12 лет и занимался этим до тех пор, пока не понял, что я в большей степени ученый, чем талантливый гонщик». Подход Кетчелла не интуитивный – он не специализируется на том, что делает. Вместо этого он старается перекрестно работать во всех областях своих знаний и своего опыта, чтобы понять, как лучше применить их в велоспорте.
«Когда кто-нибудь спрашивает меня, что является фактором номер один для успешного выступления, то сложно выделить что-то одно. Но можно сказать, что все дело в пересечении всего этого, в том, как все собирается вместе, и как вы это организуете», - говорит Кетчелл.
Три основных аспекта – это тренировки, выбор команды на Тур и техника. Но, разумеется, этим дело не ограничивается. У механиков также много работы, плюс Тур – это не один этап, и гонщики должны быть готовы проехать 21 этап, а не только командную разделку. Но преимущество Garmin на командной разделке было сосредоточено в основном в этих трех аспектах.
1. Тренировки.
«Мы потратили всего полтора дня на специальные тренировки, - говорит Воутерс. – У наших ребят уже есть огромный опыт, и что я усвоил в 2009-м (на разделке на Туре), так это то, что если переусердствовать со специальной подготовкой, то можно сделать только хуже. У вас должен быть план – и гонщики, способные понять и выполнить его. Мы выбрали команду, мы провели разведку маршрута, а потом отполировали кое-какие детали. Целью нашей тренировки была попытка разорвать команду. Мы старались загнать гонщиков настолько, чтобы они стали выпадать с колеса, и все построения развалились. Мы хотели посмотреть на ошибки на практике, увидеть точку, в которой скорость будет достаточно высокой, чтобы разрушить систему, потому что тогда можно будет увидеть, в какой момент распадается команда. Нашей целью было разбить команду, подобрать осколки и посмотреть, как лучше их сложить заново».
Когда испытания прошли, и Воутерс понял способности команды, он сдал назад: «Мы много тренировали разделку, и у меня опытные велогонщики. Но если переусердствовать, то будет хуже. Нужно позволить велогонщикам быть велогонщиками. В последние три дня перед Туром мы даже не прикасались к разделочным велосипедам».
2. Отбор команды на Тур
Команда Garmin на Тур формировалась с прицелом на хороший результат в генеральной классификации (его показал Том Дэниелсон), а также на завоевание Тором Хушовдом желтой майки в первую неделю (что успешно осуществилось), и командная разделка была ключом к достижению обеих целей. Также команда была ориентирована на серьезную поддержку Тайлера Фаррара в спринте, и это тоже получилось – Фаррар выиграл этап в Редоне на следующий день после командой разделки. Если этого недостаточно, то следует сказать, что Garmin стали лучшими в итоговом командном зачете.
Для командной разделки команда была разбита на группы. Пять гонщиков были ядром. По плану эти пятеро должны были быть единственными, кто останется до конца (время в командной разделке засекается по пятому гонщику): Дэвид Миллар, Кристиан Ванде Вельде, Рюдер Хесдаль, Том Дениэлсон и Тор Хушовд. Еще двое – Рамунас Навардаускас и Джулиан Дин – работали впереди на первых километрах дистанции, в то время как Тайлер Фаррар и Дэвид Забриски должны были работать в основной части гонки.
3. Технический подход
Планирование Кетчеллом этого этапа началось еще в ноябре, в тот день, когда был объявлен маршрут Тура.
«Еще в ноябре я каждый день составлял график ветров. Я взял показатели за последние 20 лет на ту неделю, когда должна была пройти командная разделка, а затем, в рамках этого периода, я изучил данные по скорости ветра в минуту, чтобы понять, может ли это дать нам небольшое преимущество».
Этот подход напоминает неудачную попытку Team Sky перехитрить погоду в Роттердаме в 2010 году, но тогда задача была в том, чтобы угадать, пойдет ли дождь или нет, что крайне сложно сделать в морском климате. Кетчелла же больше интересовал ветер.
«Погода была почти такая же, как я ожидал. Ветер стихал после полудня, немного позже, чем я думал, но я знал, что он стихнет. И я знал, что командам, которые поедут позже, будет легче».
Ветер в тот день был очень сильным – попутно-боковой на первой части дистанции и встречно-боковой на обратном пути, однако он стих. Но Кетчелл думал не только о том, как команда будет ехать по ветру. Он знал, что очень важно попытаться стартовать как можно позже, что ставило задачу быть как можно выше на первом этапе, по крайней мере для первых трех гонщиков. Команды отправлялись на старт в обратном порядке, согласно местам, занимаемым ими в генеральной классификации после первого этапа.
«Мы думали о том, как должны финишировать наши парни: или все в хвосте группы, или все впереди, в зависимости от того, какой будет погода».
Еще один важный момент: порядок гонщиков в струне на командной разделке. Воутерс объясняет, что порядок построения гонщиков был продиктован их планом на этот этап. В целом дистанция была простой и прямолинейной, за исключением двух технических секций с поворотами – на выезде из города сразу после старта и на обратном пути, с дополнительным осложнением в виде двух даунхильных последних километров.
«Наш порядок основывался на стремлении проехать повороты на первом километре на максимальной скорости, без риска, но чтобы все девять гонщиков прошли их быстро, - рассказывает Воутерс. – Вот как выстроились парни: Миллар, Рюдер, Том Ди, Кристиан и Тор финишировали вместе впятером. Впереди у нас были Навардаускас и Джулиан Дин. А позади – Тайлер Фаррар и Дэвид Забриски. Я всегда жду, что крайние отпадут, а ядро будет продолжать ехать вместе».
Интересно, что Дэйв Забриски, один из лучших раздельщиков в мире, не был включен в так называемое ядро, но Воутерс уверен, что лучше было использовать Забриски вне костяка. «Он не претендовал на генеральную классификацию, так что мы могли использовать его таким образом, чтобы он разогнался гораздо сильнее на этом маршруте. Во-вторых, он не блестяще проходит повороты, так что я хотел, чтобы к последним поворотам он уже сделал свое дело», - объясняет он.
«Начиная со старта: Рамунас и Джулиан хороши в поворотах, так что они быстро вывели нас из города. После Дэвид Миллар устанавливал скорость до конца гонки. Почему? Потому что он быстрейший гонщик в команде. Я поставил Рюдера за Дэвидом. Когда Дэвид сдает смену, команда идет максимально быстро. Так в чем состоит работа Рюдера? Он не так хорош в командной разделке, так что его работа заключается в том, чтобы поддерживать ту же скорость до тех пор, пока его заднее колесо находится перед передним колесом Дэвида. Потом он уходит назад. Том Дэниелсон: то же самое. Просто держать скорость – и уходить.
Потом Кристиан – он может держать смену дольше, чем Рюдер и Том. Обратите внимание, что я всегда ставлю Тайлера Фаррара перед Дэвидом Забриски. Дэвид один из быстрейших парней, так что, когда Тайлер уходит с первой позиции, Дэвид натягивает, и мы идем очень быстро. И что тогда происходит?
Cycle Sport: «Тайлер уходит в конец струны».
Воутерс: «А если учесть, что скорость, когда Дэвид впереди, очень высока, что приходится делать гонщику, который уступил ему смену?»
Cycle Sport: «Спринтовать за колесом».
Воутерс: «А что за гонщик Тайлер?»
Бинго.
Воутерс считает, что в тот день команда приблизилась к своему идеальному выступлению. Грань была тонка, к тому же изменение ветровой обстановки сделало их результат более уязвимым. «Большое сражение в тот день было между Sky и нами. К тому моменту, как пошли BMC и HTC, ветер был гораздо слабее».
Воутерс не раскрывает всех секретов победы своей команды на этапе Тур де Франс, у него еще остаются тайны, которыми он не намерен делиться с прессой и соперниками. А вот его реакция на победу стала полной противоположностью всей той серьезности, с которой Garmin-Cervelo готовились к ответственному дню. «В основном я визжал как девчонка, когда мы выиграли», - признается он.
Cycle Sport: Seconds from disaster: how Garmin won the Tour’s TTT
By Edward Pickering
- Комментариев
- (2)
- Просмотров
- (6 557)