- Категория:
- VeloRACE / Tour de France |
- Дата:
- 26-07-2011, 14:46
Отгремел Тур де Франс-2011 – и что это была за гонка! В течение трех недель мы наблюдали масштабное зрелище с лихо закрученной интригой, с огромной долей драматизма, с эпическими баталиями, с обидными поражениями и неожиданными триумфами. И каждому из нас эта гонка запомнится по-своему: каким-то этапом, каким-то отдельно взятым сюжетом, каким-то персонажем, яркими мазками эмоций и впечатлений.
А
Австралия ликует – впервые выходец с Зеленого континента въехал на Елисейские поля в желтой майке лидера Тур де Франс. Случилось это спустя тридцать лет после того, как в 1981 году соотечественник Кэдела Эванса Фил Андерсен стал первым неевропейцем, который примерил лидерское одеяние Большой Петли. В Тур де Франс-2011 принимали участие 6 австралийцев. Ну а понедельник на этой неделе объявлен в Австралии выходным днем – нация, безумно влюбленная в велоспорт, заслужила это.
Б
Двукратный призер Тур де Франс (2004 и 2005 гг.) Иван Бассо наглядно продемонстрировал, что не способен бороться за победу на Большой петле. Что послужило тому причиной – возраст, травма, недостаточный уровень общей подготовки? Вряд ли ответ на этот вопрос знает даже сам Бассо. Это был, по сути, его последний шанс попасть на подиум Тура, и, увы, попытка не увенчалась успехом. Скорее всего, впредь мы будем видеть Бассо только на Джиро с так хорошо подходящими ему сверхкрутыми горами, и с мечтой о Туре итальянцу придется расстаться, а жаль – ведь он один из последних представителей тех, кто блистал на Большой Петле в «допуэртовскую» эпоху…
В
Немало гонщиков оставили свои надежды на дорогах Тур де Франс-2011, и одним из них стал Александр Винокуров, попавший в чудовищный завал на 9-м этапе гонки, результатом чего стал перелом бедренной кости. Прощальный Тур и вся велогоночная карьера великого казахстанского гонщика закончились для него на очень печальной ноте, но все болельщики всегда будут помнить яростные атаки и замечательные победы Александра, уже давно вписавшего себя в историю Большой Петли.
Г
Ни одна крупная победа в велоспорте не одерживается без поддержки команды – и на этой гонке грегари при самых разных капитанах проявили себя как нельзя лучше. Возьмем хотя бы раскатчиков Марка Кавендиша, которые, пусть и не всегда вывозили его на идеальную позицию на финише этапов, но выполняли такую огромную работу по поимке отрывов и разгону группы до удобной их лидеру скорости, что каждый из ребят HTC смело может сказать, что 50% любой из побед Кэва принадлежит ему. Горным грегари, таким как Сильвестр Шмыд и Максим Монфор, также удалось блеснуть на королевских этапах. Чемпион мира Тор Хушовд без малейших возражений выступал в роли грегари при своем молодом товарище по команде Тайлере Фарраре. Ну а иногда случалось так, что грегари удавалось показать свои возможности не только в роли помощников, но и исполнить победное соло.
Д
Дождь стал еще одним полноправным участником закончившегося Тура – и одним из самых важных факторов, во многом определившим судьбу гонки. На мокрых дорогах севера Франции на первой неделе завалы возникали буквально сами собой, выбивая из борьбы за этапы и призы многих сильных гонщиков. К тому же просто представим себе, каково это – в течение шести часов крутить педали под проливным дождем, и поймем, какой силой тела и духа нужно обладать, чтобы выживать в таких условия.
Е
Команда Europcar в прошлом сезоне спаслась в самый последний момент, получила wild-card от организаторов, не имея протуровской лицензии, и кто бы мог представить, каким будет выступление французов на этом Тур де Франс! Томас Феклер в течение долгого времени удерживал лидерство, Пьер Роллан выиграл этап до Альп д’Юэз и белую майку в придачу, команда же заняла четвертое место в командном зачете. Но важно даже не это, удивительно другое: насколько сплоченным коллективом показали себя «европкаровцы», самоотверженно работавшие в самых высоких горах на своего лидера и позволившие ему бесконечно долго продержаться наравне с изначальными фаворитами генеральной классификации. И если в предыдущие годы французские команды в основном отмечались длинными отрывами и победами на отдельных этапах, то на этот раз мы увидели по-настоящему слаженную командную работу, как будто бы эти ребята изначально готовились забросить Феклера на пьедестал почета на Елисейских полях.
Ж
Желтая майка на этом Туре продемонстрировала свой переменчивый характер, то стремительно перелетая с одних плеч на другие, то не желая покидать своего обладателя. Всего в желтое облачались пять человек – Филипп Жильбер, Тор Хушовд, Томас Феклер, Энди Шлек и Кэдел Эванс. Дольше всего майку лидера носил на своих плечах француз – целых 11 дней, а в целом в карьере у Феклера уже накопился 21 день в желтом – как, например, у Грега ЛеМонда и Бернара Ино. Самым же скоротечным обладанием майки на этом Туре может «похвастаться» Энди Шлек, который проехал в желтом всего лишь 42-километровую разделку, чтобы затем отдать ее победителю гонки Эвансу.
З
Зеленая майка, по мнению многих, в этом году досталась именно тому, кто ее больше всех заслуживает, а именно лучшему спринтеру последних трех версий Тур де Франс Марку Кавендишу. В 2009-м и 2010-м гг. недостаточно было доминировать на финишах этапов, чтобы опередить по очкам Хушовда и Петакки, но на этот раз все срослось как нельзя лучше, и Кэв взошел на пьедестал почета на Елисейских полях. Главным его соперником на этот раз был испанец Хосе Хоакин Рохас, который до последнего этапа сохранял шансы «раздеть» британца, но такого шанса ему не представилось, и Кавендиш стал первым британцем, завоевавшим майку лучшего спринтера, и вторым британцем после Роберта Миллара, в 1984-м году выигравшего горный зачет, завоевавшим призовую майку Тур де Франс.
И
Именно на Коль д’Изоар на 18-м этапе Энди Шлек предпринял свою головокружительную, самоубийственную, нереальную по меркам сегодняшнего велоспорта, атаку. Впереди у него было 60 км по горам, позади – все претенденты на генеральную классификацию, и, казалось бы, это не подразумевало ни единого шанса для люксембуржца. Однако Шлек выстоял, выиграл этап и отыграл у соперников пару ценных минут, а нам всем напомнил о старых-добрых гонках, когда фавориты не боялись идти в атаку на легендарных подъемах.
К
Российская команда «Катюша» впервые в истории привезла на Тур исключительно российский состав, но вся эта красивая затея обернулась полным провалом. Да, пытался что-то сделать в спринте Денис Галимзянов, да, дважды в продолжительных отрывах отличился Михаил Игнатьев, да, были заметны в горах Силин, Гусев и Трофимов, но в целом впечатления от выступления команды остались самые невразумительные. К сожалению, наши гонщики были лишь статистами в этом масштабном спектакле, а допинг-скандал с Александром Колобневым дополнил унылую картину.
Л
Быть лидером команды на Тур де Франс – задача не из легких: сложно представить, какой груз ответственности лежит на хрупких плечах гонщиков с капитанскими номерами. На этом Туре многим командам было суждено потерять своих лидеров – так, сошел из-за перелома ключицы Брэдли Виггинс, пострадал в завале Юрген Ван ден Брек, выбыл Александр Винокуров, не смог справиться с трудностями Роберт Гесинк. Из четырех лидеров RadioShack ни один не избежал падений и травм, и ни одна карта у американцев так и не сыграла. И если у Sky и Omega-Pharma Lotto нашлись те, кто спас положение вещей своими победами на этапах, то другие команды оказались полностью деморализованы и не готовы идти вперед без своего лидера.
М
Велоспорт – это преодоление, и кто в спорте проявляет большее мужество, чем перебинтованные с ног до головы велогонщики, упрямо продолжающие сражаться на дорогах Тур де Франс, вместо того, чтобы сойти и отправиться лечиться домой? Джонни Хогерланд с 33-мя швами, Хуан-Антонио Флеча с кровоточащими ранами, Лоренс Тен Дам с разбитым лицом, Том Боонен, который упорно отказывался сойти, несмотря на свое кошмарное состояние, и многие другие – все они герои этой гонки. Подобные ситуации, как бы ужасны они не были, привносят драматизм в эту грандиозную постановку под названием Тур де Франс и при этом напоминают нам о самой сути этого спорта, о его человеческой основе.
Н
На старт Тура-2011 вышли всего два гонщика из Норвегии – Тор Хушовд и Эдвальд Боассон Хаген, но им удалось окрасить гонку в цвета норвежских флагов. Четыре этапа на двоих, три из них – горные, выигранные из отрыва, выигранные спринтерами! И тысячи норвежских болельщиков на обочинах. Хаген развеял все сомнения скептиков относительно своего дарования, Хушовд же не только выиграл два этапа, но и завоевал на целую неделю желтое лидерское одеяние, доказав, что проклятье радужной майки не имеет над ним власти. О Норвегии вспоминали и в последние дни Тура – в связи с трагическими событиями в Осло и на острове Утойя: пусть впредь норвежская нота на велогонках будет только победной и радостной…
О
Вы можете представить себе этап Тур де Франс без длинного «выставочного» отрыва, который в течение долгих часов борется за выживание с преследующей его группой? Конечно же, нет. На этом Туре несколько отрывов с успехом разыграли победу между собой. Трижды из отрывов выигрывали норвежцы, также повезло Луису Леону Санчесу и Руи Коште, а в высоких горах на легендарных подъемах победы праздновали Йелле Ванендерт, Энди Шлек и Пьер Роллан, которым удалось улизнуть от попутчиков.
П
Иначе как преступлением нельзя назвать то, что произошло на 9-м этапе Тура-2011. Автомобиль французского телевидения сбил ехавших в отрыве Джонни Хогерланда и Хуана-Антонио Флечу и, не останавливаясь, скрылся с места происшествия. До сих пор публике неизвестно имя водителя, хотя французский суд уже начал рассмотрение этого дела. Каковы будут результаты – неизвестно, но возмущает уже сам факт, что ни телекомпания, ни тем более водитель так и не извинились перед пострадавшими гонщиками.
Р
Хотя Джордж Хинкепи грозился, что не собирается повторять рекорд Йоопа Зутемелька, он все-таки проехал свой 16-й Тур де Франс, и проехал его не просто так, а в составе команды победителя. И, скорее всего, никто не удивится, если в следующем году Джордж станет единоличным рекордсменом: он все еще на многое способен, сомневаться в этом может только тот, кто не видел, как он работал на своего капитана Кэдела Эванса.
С
Спринт на Тур де Франс этого года приобрел совершенно новый статус: повысив ценность промежуточных финишей, организаторы сделали спринтерские баталии отдельным зрелищем, актуальным даже на горных этапах. То есть вне зависимости от рельефа, мы видели построения поездов каждый день, исключая разделки. Такое положение дел и усилило интригу, и разбавило событиями ровное течение равнинных этапов, но при этом повысило риск завалов в пелотоне. Однако новая система всем понравилась и, скорее всего, приживется на долгие годы.
Т
Тур де Франс освещают многие средства массовой информации – телевидение, газеты, журналы, интернет-сайты. Но уже пару лет все гонки освещаются и самими гонщиками. От кого мы еще можем узнать всю подноготную жизни команд на Туре, как не от непосредственных участников событий? Поэтому микроблоги на твиттере – это поистине бесценный источник самой эксклюзивной информации, которую только можно получить из недр пелотона. Здесь есть все – фотографии, мнения, отзывы, отчеты, шутки, ссоры. И даже участвуя в самой трудной гонке в мире, гонщики все равно остаются на связи со своими болельщиками.
У
Этот велосипедный год принес нам слишком много горьких утрат: Альдо Сасси, Воутер Вейландт, Чави Тондо… Но если возможно найти хоть какое-то утешение, то давайте найдем его в том, что каждому из них на этом Туре была отдана дань памяти, в честь каждого из них была одержана красивая победа. Тайлер Фаррар, выиграв первый спринтерский этап, почтил память своего лучшего друга Вейландта, Руи Кошта посвятил свой успех Чави Тондо, а Кэдел Эванс, одержав итоговую победу, в первую очередь вспомнил своего покойного наставника Альдо Сасси…
Ф
Томас Феклер стал тем самым героем Франции, которого вся страна ждала так много лет. Неожиданно и для себя, и для публики, он превратился в претендента на генеральную классификацию, и нес это звание так долго и так упорно, как только мог. Он держался в горах, он сплотил вокруг себя команду, он цеплялся за свою желтую майку, как утопающий цепляется за спасительный плот. И пусть он не попал на подиум, пусть он кричал, ругался и бросался бачками, - Франция боготворит своего героя, превратившего для них гонку в праздник.
Х
Ну а Джонни Хогерланд просто стал главным героем этого Тура. До этого все знали его как неутомимого участника всех возможных отрывов, теперь он известен как человек со стальной волей и невиданным мужеством. Уцелев при столкновении с машиной, отцепив себя от колючей проволоки, он, истекая кровью, ехал до конца этапа, чтобы получить свою гороховую майку и только потом дать волю слезам отчаяния и боли. Но ни боль, ни шок, ни 33 шва на ногах не помешали голландцу закончить Тур и снова и снова пытаться уехать в отрыв. Пусть Джонни не выиграл этап, пусть он не получил никакого специального приза (хотя такой приз следовало бы придумать!), он стал обладателем самой ценной награды – огромной любви болельщиков, которые всегда будут помнить его одиссею на Туре-2011.
Ц
Каждый гонщик приезжает на Тур де Франс с определенной целью. Для кого-то целью является победа на этапе, для кого-то – место в десятке сильнейших в общем зачете, для кого-то – подиум на Елисейских полях. Но призовых мест не так много, и не все добиваются своей цели, и каждый понимает, что ему может не хватить наград, но это осознание, скорее всего, только усиливает целеустремленность многих спортсменов. Всю эту гонку они боролись как львы, выполняя промежуточные задачи ради больших целей. Возьмем хотя бы незадачливого мастера отрывов Жереми Руа – он так и не выиграл свой этап, но его чествовали в Париже. Чем не пример целеустремленности?
Ч
Прошедший Тур доказал всем – и фанатам, и скептикам, - что ничто человеческое не чуждо Альберто Контадору. Он тоже может устать. Он тоже может упасть. У него тоже могут быть механические проблемы. Он тоже может потерять самообладание. Он тоже может проиграть, каким бы непобедимым он не выглядел на старте. Полезно ли Контадору познать науку поражения? Не нам судить. Но и его соперникам, и его болельщикам, и его недоброжелателям, наверное, это было полезно. Хотя бы для того, чтобы немного утихли страсти.
Ш
Впервые в истории на подиуме Тур де Франс стояли два человека с одной фамилией, два родных брата, - Энди и Фрэнк Шлек. Скорее всего, эта фамилия была и самой повторяемой комментаторами всех телекомпаний, - ведь проговаривать ее часто приходилось дважды: а как еще быть, когда оба брата на всех ключевых этапах боролись практически на равных? Братья Шлек не выиграли Тур де Франс – это факт. Возможно, не только из-за слабой разделки, возможно, их сила – их родная кровь, одновременно является и их слабостью. Но, как заявил их отец, Джонни Шлек, нам не стоит ждать других вариантов: братья рождены для того, чтобы гоняться вместе, друг за друга, только вдвоем на лидерских позициях. И даже если это помешает им выигрывать и впредь, они останутся одними из самых интересных персонажей в пелотоне.
Щ
Мы привыкли к тому, что периодически на гонках кто-то из лидеров дарит пару этапов своим друзьям, помощникам или даже соперникам, временно заключив с ними союз. Бывают этапы, когда напарники по отрыву по справедливости распределяют, кому суждено победить, а кто должен уступить. Такое бывает не часто, но случается. Но на этот раз участникам Тура некогда было демонстрировать свою щедрость: ни один этап не был поделен «поровну», ни один из лидеров не оказывался в такой ситуации, когда он мог бы подарить кому-то победу на этапе.
Э
Вряд ли многие могли с уверенностью предсказать победу Кэдела Эванса на Тур де Франс-2011 до старта гонки. Да, Кэдел уже дважды был вторым, да, он всегда был в числе претендентов, но было принято считать, что ему вечно не хватает везения, что удача не благосклонна к нему. Однако на этот раз все сложилось с точностью до наоборот: австралиец избежал всех возможных серьезных проблем, выдержал горные баталии и проехал великолепную разделку. Он заслужил свой Тур долгими годами ожидания, неудач, травм, своим тяжелым трудом и преданностью спорту. И в 34 года Кэдел Эванс стал победителем Тур де Франс.
Ю
На любом Гран туре в любой год обязательно найдется юбилей, который можно отпраздновать: у великих гонок множество великих традиций. И в этом году организаторы и участники Тура отмечали 100-летие первого появления на маршруте Большой Петли горы Галибье. Впервые это произошло в 1911 году, и тогда вершина Галибье была самой высокой точкой Тура, оставшись таковой на долгое время. В этом году гонщики дважды проходили легендарную гору: неизвестно, понравился ли им этот «праздник», но для зрителей и организаторов юбилей, вне всяких сомнений, удался.
Я
Перед финальной разделкой Тура было очевидно, что один из гонщиков – Кэдел Эванс или Энди Шлек – станет трехкратным серебряным призером Тур де Франс. Победитель завоевывал главный приз в своей жизни, проигравший же получал ярлык «вечно второго». И если мы вспомним, что Энди Шлек был также серебряным призером Джиро-2007, то признаем, что даже такое обидное определение подходит ему безупречно. Однако все мы знаем, что повесить ярлык на гонщика – секундное дело, но немало было тех, кому удавалось преломить ситуацию и войти в категорию победителей, так что, возможно, ярлык этот вовсе не вечный.
- Комментариев
- (14)
- Просмотров
- (5 740)