- Категория:
- Tour de France / VeloZOOM |
- Дата:
- 19-07-2010, 12:49
Почему они не атаковали?
События вчерашнего горного этапа Тур де Франс, возможно, заставили многих болельщиков задаться вопросом: «Почему Альберто Контадор и Анди Шлек не стали выяснять отношения на финальном подъеме?». Своими соображениями по этому поводу делится в своей колонке на bicycling.com Крис Кармайкл, известный американский специалист, тренер «живой легенды» Тура, Лэнса Армстронга.
«Горные этапы всегда дают нам возможность посмотреть на зрелищные атаки, а гонщикам сулят немалые дивиденды в виде преимущества над конкурентами. Находясь на своей территории, «горняки» вполне могут сделать задел, необходимый для победы в гонке. Гонщики типа Анди Шлека и Альберто Контадора имеют очень высокие показатели удельной мощности, выраженной в «Вт/кг». Это означает, что на подъемах они могут развивать значительную мощность в сравнении с их относительно небольшой массой. Обычно гонщики, имеющие значительные показатели удельной мощности, выбирают для атаки наиболее крутые участки. Именно там они могут оторваться от своих более тяжеловесных соперников, которые, напротив, получают преимущество на равнине за счет своих силовых характеристик. Однако, проблема состоит в том, что, как мы можем наблюдать на нынешнем Туре, попытки гонщиков атаковать друг друга снижают их возможности для скоростного «куска» на подъемах.
Атаки гонщиков требуют огромных затрат энергии. Их показатели мощности выглядят просто потрясающе, когда они атакуют сами, или пытаются догнать соперников. Так, например, Сержио Паулиньо развил мощность в 1097 Вт, когда контратаковал Марио Аэртса на десятом этапе. Однако, чем больше этапов пройдено, тем значительнее снижаются пиковые показатели мощности из-за накопившейся усталости. Каждое новое ускорение требует приложения больших усилий, что приводит к накоплению лактата (молочной кислоты) в мышцах. При не слишком интенсивной работе мышцы постепенно избавляются от производных молочной кислоты и организм возвращается к работе в аэробном режиме, но повторные ускорения заставляют гонщиков снова достигать лактатного порога, что в конечном счете приводит к общей усталости. В результате, гонщики имеют возможность проводить лишь малое количество по-настоящему серьезных атак на каждом этапе.
Кроме того, резкие ускорения в гору могут иметь значительный, но кратковременный эффект. Что представляет собой горная атака? Это означает, что за короткое время вы должны создать отрыв от соперников в 10, 20 или, скажем 50 метров. Через несколько минут, а иногда и раньше, скорость неизбежно начнет падать (в силу вышесказанного). Таким образом, разрыв не только перестанет увеличиваться, но, напротив, все усилия могут оказаться напрасно потраченными.
Горные гонщики «взрывного» плана, как правило, имеют в ежедневном арсенале лишь ограниченное число действительно мощных атак. Период времени от начала атаки, в течение которого их скорость возвращается к исходным величинам, в общем, является характеристикой того, на что они способны в горах. Например, такие гонщики, как Левай Лайфаймер, не любят острых рывков, предпочитая сохранять ритм и полагаясь на то, что скорость атаковавших гонщиков постепенно начнет падать. Иногда такой подход может принести выгоду – гонщик, поддерживая высокий темп, имеет шансы вернуться в группу лидеров. Как правило, у гонщиков подобного плана, нет особого выбора тактических вариантов в горах, поскольку физиологически они не «заточены» под взрывные ускорения, и, если они попытаются поддержать резкую атаку, то рискуют оказаться в «хвосте» группы. Вчера Левай проводил хороший этап, но лишь до момента атаки Александра Винокурова. В итоге он «выпал» из группы претендентов, а последовавшие ускорения со стороны Альберто Контадора, Дениса Меньшова и Самуэля Санчеса, тем более, не оставляли ему никаких шансов приехать в лидирующей группе.
Люди часто спрашивают меня, почему Анди Шлек и Альберто Контадор не продолжают атаковать друг друга, пока кто-нибудь из них не капитулирует? Ну, в некотором смысле, они постоянно пытаются проверять друг друга. Но даже их силы не беспредельны, чтобы атаковать в каждую гору. Несколько дней назад, после этапа с восхождением на Col de la Madeleine, Шлек в интервью журналистам сказал, что если бы он предпринял хотя бы еще одну атаку, то просто «угробил» бы себя раньше времени. Эти слова Анди подчеркивают тот факт, что гонщики всегда должны помнить о пределах своих возможностей. Конечно, чтобы выиграть Тур де Франс, вы должны перешагнуть свой предел. Но сделать это, затратив все силы, нужно лишь однажды, выбрав подходящий момент. На протяжении нескольких дней Шлек и Контадор с переменным успехом пытались измотать друг друга рывками. В ближайшее время может наступить момент, когда кто-то из гонщиков предпримет атаку, которая окажется не по зубам конкурентам. И тогда ему лишь останется вложить в нее все силы, один раз за всю гонку. Этого может оказаться достаточно для победы».
- Комментариев
- (8)
- Просмотров
- (4 997)