- Категория:
- VeloNAME |
- Дата:
- 20-11-2010, 22:02
Хошен Фернандес «Мачин»: «Мой основной принцип – не относиться к своей работе равнодушно»
К команде Geox-TMC благодаря подписанию Дениса Меньшова и Карлоса Састре с самого начала было приковано большое внимание. С такими капитанами команда, без сомнения, станет важным действующим лицом в борьбе за победы на Гранд Турах. Не последнюю роль в работе Geox будет играть Хошен Мачин, спортивный директор команды, с которым благодаря elpedaldefrodo.com мы имеем возможность познакомиться поближе.
Краткая справка от VeloLive: Хосе Антонио Фернандес Родригес (таково полное имя Хошена Мачина/(José Antonio Fernández Rodríguez) родился в Basauri (Бискайя) в 1970 году в семье, увлечённой велоспортом. Его двоюродный брат - Карлос Мачин (Carlos Machín), чья фамилия позже превратилась в прозвище Хошена, в 80-е годы был профессиональным велогонщиком.
Хошен Фернандес Мачин начал свой путь в профессиональном велоспорте в качестве велогонщика команды CHCS. Вскоре команду расформировали, и Мачин из седла велосипеда пересел за руль технички, став спортивным директором любительской команды. Он начинал со скромных команд - Gas Euskadi (1993), Ripolin (‘94-’96), позже получившей название Pinturas Banaka. Именно там Хошен познакомился с Оскаром Фрейре, их дружба завязалась ещё до того, как Фрейре дебютировал в профессионалах.
В 1998 году Мачин получил приглашение в маленькую любительскую команду Saunier Duval, которая благодаря его работе через три года влилась в элиту испанских любительских команд. Тогда Saunier Duval завоевала более 50 побед и помогла 20 гонщикам перейти из любителей в профессионалы. В 2001 году на тот момент лучшая в мире команда Mapei пригласила Мачина в качестве спортивного директора для подающих надежды молодых гонщиков, из которых в 2002 году была сформирована позже ставшая знаменитой Mapei GS3. Именно в ней начинали свою карьеру Фабиан Канчеллара, Филиппо Поццато, Аллан Дэвис и Майкл Роджерс. После того, как команда закрылась, в 2003 году Мачин перешёл в Vini Caldirola. Вскоре он познакомился с Мауро Джанетти (Mauro Gianetti), от которого получил предложение начать работать над созданием новой команды профессионального уровня. Так родилась Saunier Duval-Prodir, а переход Мачина на более высокий уровень в прессе тогда назвали «глотком свежего воздуха» для испанского велоспорта. 33-летний Мачин стал самым молодым спортивным директором, а его команда произвела сенсацию на международной сцене не только по количеству побед (18 в дебютном сезоне), но также благодаря новому взгляду на маркетинг - Мачин уделял большое внимание рекламе и связям с прессой, заботясь о прибыли спонсоров. В работе Мачин делал упор на два аспекта: первый - командная работа превыше индивидуальной, второй - серьёзная ставка на молодых, ведь привычка отслеживать и привлекать молодые таланты у него была наработана уже давно.
Хошен Фернандес «Мачин» отвечает на вопросы El Pedal de Frodo:
- Откуда у тебя любовь к велоспорту?
- Возможно, благодаря моему двоюродному брату, который мог выиграть этап до Лагос де Ковадонга на Вуэльте 83 года, но тогда победа пришла к Ино…после этого я начал мечтать.
- Но почему тогда ты за рулём, а не на велосипеде?
- Потому что мне нравится побеждать, но, как гонщик, я не выиграл ничего. Зато будучи директором выигрывал намного больше.
- А если вспомнить твою страницу биографии, связанную с переходом в профессионалы с исчезнувшей вскоре командой CHCS…
- Команда была расформирована, и я не смог толком ничего показать. Если бы я согласился на другую любительскую команду, тогда у меня бы оставался шанс.
- Что ты помнишь о начале своей карьеры в качестве спортивного директора команд Gas Euskadi и Ripolín?
-Т е годы были очень значимыми для меня, я отлично помню очень многое. Могу назвать каждую гонку, каждую победу, вспомнить каждую мечту и каждую поездку…
- И что же осталось от того молодого начинающего директора?
- Те же мечты и одержимость идеей совершенствования. Статус и/или зарплата гонщиков, людей, спортсменов сейчас изменились, но гонщики всё те же. Хотя те, кто гоняется на более скромном уровне, очень много мечтают. Я часто бываю на гонках низшей категории, потому что мне нравится их смотреть и думать, я вижу столько надежд, я восхищаюсь мальчишками, которые встают в 3 или 4 часа утра только потому, что у них есть страсть и мечта, которые ими движут. Я вижу это в них, и вспоминаю свои первые годы.
- В команде Banaka ты встретился с будущим трёхкратным чемпионом мира Оскаром Фрейре. Скажи честно, ты думал тогда, что он так далеко пойдёт?
- Да, я всегда об этом говорил. Маноло Саис звонил ему каждую неделю, уговаривая подписать контракт, чему я был свидетелем. Я всегда в него верил и верю даже больше, чем сам Оскар верит в себя. По правде говоря, я гарантирую, что Оскар даже может выигрывать гораздо больше, если с ним будет подходящий директор. Мы не видели и 70% того Оскара, какой он есть, его природный дар уникален, он знает об этом сам. Но он также знает, что нельзя прыгнуть выше головы – он спринтер.
- В 98-м началась твоя идиллия с Saunier Duval, и впоследствии, когда ставки повышались, ты чувствовал себя комфортно, несмотря на давление, которое создавалось во время гонок, не так ли?
- Да, правда в том, что я никогда не чувствовал себя под прессом. Мне всегда нравилось дело, которым я занимаюсь, и я ни разу не рассматривал его как рутинную работу.
- В 2000, перейдя в Mapei, ты побил рекорд, уже в 30 лет став спортивным директором лучшей команды в мире …
- В 29. Я пришёл туда с огромным желанием учиться, разбираться, помогать, улучшать и постигать, чтобы стать профессиональным директором.
- А твоя идея добиться создания команды для молодых? Откуда тебе в голову пришло такое «предчувствие будущего»?
- Это было в 2000 году, я всегда огорчался, что молодые гонщики были нужны лишь для того, чтобы закрывать «дыры» в тех гонках, где не хватало ветеранов…и подумал, что нужно создать для них свой собственный календарь, как Бартоли, Беттини и компания. В конце 2000 года мне сообщили, что моей работой довольны и что на меня возлагается ответственность за молодёжную команду Mapei, у которой, за исключением Тиррено и Вуэльты, весь сезон был свой календарь.
- Что ты можешь рассказать о молодых в ту пору талантах, таких, как Поццато и Канчеллара?
- Могу сказать, что группа подобралась невероятная, все были талантливы, хотя Пиппо выделялся своим внешним видом, и в те годы я всегда называл его Красавчик (Chulo), но звал его так с симпатией, так же, как слово «итальянец» становится прозвищем, именем нарицательным. И каждый раз, когда я звал его Chulo, он поворачивался, зная, что обращаюсь к нему, и смеялся. Канчеллара выглядел совсем по-детски, но уже тогда был настоящим гигантом, выигрывал классики, спринты, горные в том числе, общие зачёты…уфф, чемпион! Помню, как однажды он разозлился на меня, когда я попросил его отдать победу Синкевицу. У немца тогда не было ни одной победы, а у Фабиана их было уже 6, но он был раздражён, потому что гонка проходила в Швейцарии, и ему хотелось выиграть дома. Я сказал ему, что Патрик много работала на него и даже в профессионалах не сможет выиграть того, что выиграл он, и что нужно помнить о том, что он является товарищем по команде. Тогда выиграл Патрик, но он (Фабиан) приехал на финиш следом, показывая, что отдал победу, что он гораздо сильнее.
- Сотрудничество со швейцарцем Мауро Джанетти в 2003 году стало поворотным пунктом как в твоей карьере, так и в его?
- Ну, тот год помог нам обоим, у меня был Saunier в качестве спонсора, у него - новый проект, было легко прийти к согласию. С Мауро я всегда был в хороших отношениях.
- В 2004 появилась профессиональная команда Saunier Duval, и тебе доверили управление ею…единственный директор большой команды!
- В 2004 был разговор с Saunier – это фирма, которой всегда буду благодарен, особенно признателен Карлосу Дория (Carlos Doria) и Фелику Иглесиасу (Félix Iglesias). Я говорил им, не смотря на то, что это грозило мне потерей работы, что проект может быть неприбыльным, что лучше стать первым спонсором в Caldirola и не вкладывать столько денег. Но мне сказали, что это будет мой проект, мы обсудили его с Мауро. Мауро и я всегда находили общий язык, планировали всё вместе, делили обязанности пополам, потому что я больше занимался гонками и спортивной частью, а он – экономической и административной стороной, контрактами и встречами.
- Всё завертелось – победы, присутствие на важных гонках, всё это вас сплотило?
- Да, мы росли, шли за мечтой, добились больших результатов с самого начала.
- Что случилось, то случилось, и «ошибка» Рикко заставила всё разрушила, и вам пришлось пройти через испытания…
- Кажется, что в велоспорте, и это грустно, больше всего запоминается плохое, чем хорошее. Никто не вспоминает эпоху, когда из любителей в профессионалы переходило более 40 гонщиков, все они попадали туда благодаря своим качествам. В мой последний год в качестве спортивного директора любительской команды у нас было 23 гонщика, 19 из которых стали профессионалами, за год перешли в профессионалы 11 человек. Сколько команд могут перевести 11 любителей в профессионалы в конце одного сезона? После этого перехода они проявляли свои способности и развивались в спортивном плане. У нас сформировались и взяли старт такие гонщики, как Пердигуэйро, Пурито, Сабалла, Миллар, Симони, Майо, Тафи… каждый год мы достигали многого, но пятно, которое появилось на нашей репутации, кажется, заметно больше, чем все достижения. Он (Рикко) поступил абсолютно эгоистично, не думая о товарищах по команде. И мы продолжаем расплачиваться за это, в то время как у него никаких проблем, потому что он вернулся к гонкам, есть команды, которые в нём заинтересованы.
Реальность такова, что больше всех теряет команда, она теряет и лидера, и призовые. Каждый год на Туре мы были лучшей командой и не заслуживаем того, как нам отплатили. Если бы я знал, что он на допинге, гарантирую, что на следующий этап он бы уже не вышел.
- Тем не менее, когда всё было против Вас, команду удалось сохранить, спасти рабочие места. Каким образом стало возможно это чудо?
- Благодаря тому же, с чего всё всегда начиналось – с желания идти за мечтой, со страсти, мы преодолели трудности и препятствия, но мне не нужно было делать ничего особенного, ведь товарищи по команде, массажёры, механики – они ни в чём не были виноваты. Вся наша семья Saunier распалась, но остались те же цели, профессионализм, достоинство, которые позволяли нам остаться с высоко поднятой головой.
- Но подножки ставить продолжали, напоминая о прошлом и заставляя раскаяться…
- Да, люди запоминают то, что им хочется, как и я, я тоже не забываю, время расставит всё по своим местам. Увидим.
- Откуда берёшь моральные силы, чтобы продолжать работать несмотря на удары?
- Моя работа придаёт мне уверенность, я верен своему делу.
- В этом году ещё одним феноменом стал Footon - команда молодых и неопытных заявила о себе на лучших гонках. Как ты оцениваешь прошедший сезон?
- Хорошо, не супер, но и не плохо, мы начали сильно, и взяли 7 побед, хотя я надеялся, что их будет больше.
- Единственное, что омрачило сезон – Вуэльта…
- Да, конечно. Падения Валлса (Valls) и Дyрана (Durán) в самом начале гонки ограничили возможности команды, такое развитие гонки мне не нравится. Нужно атаковать, не быть пассивным, нужно бороться везде, где можешь. Выигрывает тот, кто решил быть сильным, и если найдётся кто-то, кто лучше, пусть докажет это. Мне нравятся такие гонщики, которые ищут возможности победить, которые пытаются.
- Какие из твоих гонщиков удивили тебя, как в положительном, так и в отрицательном смысле?
- В этом году удивил Валлс, я знал, что он хороший гонщик, и хотя это было просчитано, я всегда бываю слишком оптимистичен, но в данном случае всё оправдалось. Феллине (Felline), он может стать чемпионом. В негативном плане, к сожалению, каждый год бывают гонщики, которые обещают стать чемпионами, но не показывают нигде ничего. В этом году многого ждали от Мерино (Merino), надеялись, что начнёт побеждать Дуран (Duran), но лучшее, что они показали – это работа на товарищей по команде, Педерсен (Pedersen) никак себя не проявил.
- А будущий год с GEOX?
- Планируем выступить хорошо и быть в первых рядах.
- Эй, думал, что ты всегда считал, что работа команды в целом важнее выступления отдельных гонщиков, как же изменит эту установку подписание Меньшова и Састре?
- Я продолжаю думать также, но у этих гонщиков есть победы, свой путь, и уверенность в том, что свои победы они заслужили. Эти два гонщика в сумме имеют более 10 побед на Гранд турах, нет никого, кто бы сравнился с ними, и поэтому они достойны абсолютного уважения как личности и, особенно, как спортсмены. Для них будет построена вся работа команды.
- Иниго Куэста, у вас с ним обоюдное уважение, найдётся ли для него место в GEOX?
- Я бы его подписал сию же минуту, как уже говорил, такой гонщик мне подходит.
- У Давида Гутьерреса Паласиоса (David Gutiérrez Palacios) было место в таком проекте как Footon, но для GEOX он не подходит. Что скажешь, какова разница между этими командами?
- Footon делал ставку на молодых, хотя год выдался не слишком удачный, Давид должен был остаться. Но для Geox нужны другие гонщики, ему просто не хватило места.
- Назови имена гонщиков, из которых ты бы хотел составить команду, если бы мог …
Как хорошего товарища, взял бы Куэсту
Щедрая душа – Де ла Фуэнте
Иностранец Пинотти
Для важных гонок…уффф…много – Кольдо Хиль, Пурито, Пердигуэйро, Домингес, Марчанте, Джибо, Миллар, Майо…надеюсь, что Састре и Меньшов на этот Тур.
- Невозможно нравиться всем на свете, при всём нашем уважении к тебе, мы слышали, что к тебе относятся или очень хорошо, или плохо. Мы не можем пройти мимо таких кардинально противоположных определений, что скажешь?
- Иногда меня считают таким «наглецом-везунчиком», который почти ничего не делая, получает много, и это вызывает зависть. Иногда я выгляжу высокомерным (мне самому это в себе не нравится, но…).
- Хошен, как настоящий эксперт по претворению проектов в жизнь, какой совет с точки зрения маркетинга ты можешь дать – как выжить в этом мире, если доступный бюджет совсем незначительный?
- У меня есть основной принцип, я уже говорил выше – работать с энтузиазмом, создавать что-то новое, не копировать остальных, выражать свою личность, сохраняя уверенность в себе и доверять себе. Если ты что-то делаешь, делай это как можно лучше, так, чтобы это было твоим уникальным творением.
- Комментариев
- (5)
- Просмотров
- (3 105)