Уже пять раз я ездила в Европу на велогонки, трижды из них – на Джиро, но всегда знала, что нельзя считаться настоящим, все повидавшим болельщиком, не побывав на горном этапе. На этот раз такая авантюра была запланирована – изначально мы с Юлей хотели каким-то образом забраться на Колле делле Финестре и придерживались этого плана почти всю Джиро, несмотря на предупреждение того же Дениса Меньшова, что для восхождения туда нам могут понадобиться валенки с галошами. Мы вообще имели весьма смутное представление о том, как туда добраться – знали только, что нужно доехать до Сузы, а оттуда уже… но неопределенность с погодой и поутихшее за три недели бесконечных разъездов желание топать в гору 18 километров пешком заставили нас пересмотреть свой маршрут.

За те полторы недели, что прошли с момента моего расставания с Джиро, случилось много всякого: я прекрасно отдохнула в Тоскане (если можно считать отдыхом каждодневный подъем в 5-6 утра), я наконец-то побывала в Венеции, я успела вернуться в Турин, откуда мы с Юлей на два дня ездили в Ниццу в гости к нашим любимым Мизуровым. Велоспорт постоянно вторгался в нашу повседневность: мы смотрели этапы, ставили прогнозы, мы оплакивали Чави Тондо, о гибели которого узнали по дороге из Ниццы в Турин, мне удалось сделать два прекрасных, на мой взгляд, телефонных интервью с Денисом Меньшовым – прекрасных хотя бы тем, что Денис был как никогда разговорчив, и, отчасти относя это на свой счет, я очень этим фактом горжусь. За это время настала пора постепенно покупать подарки и собирать вещи в преддверии отъезда домой, но я все время помнила, что в моем распоряжении будут еще два полноценных дня на Джиро, еще два шанса увидеть что-то новое, пережить очередные всплески эмоций, и этих дней мы с Юлей ждали с нетерпением.

Мы долго крутили и вертели свои планы на предпоследний этап: то склоняясь в пользу Финестре, то думая поехать на старт в Вербанью, городок на Лаго Маджоре, где нам удалось погулять в один жаркий день ровно год назад. Мы думали-думали и в итоге все-таки придумали ехать в Сестриере, на финиш этапа – это ведь тоже гора, причем финишная, и хотя мы, конечно, сделали себе скидку, не потащившись на Финестре, мы все-таки смели надеяться, что и в Сестриере сможем пройти свое «горное» крещение.

Но, как мы ни искали легких путей, найти их нам в принципе не суждено: да, теоретически до Сестриере можно добраться на поезде, причем довольно быстро, но на практике все гораздо сложнее, ведь станция расположена не в самом Сестриере, в каком-то соседнем городке, а оттуда еще надо ехать на автобусе, что, учитывая субботу и Джиро, могло оказаться большой проблемой. Посмотрев на наши метания и подсчитав потенциальные расходы, муж Юли Габриэле вздохнул и вызвался отвезти нас в Сестриере до обеда на машине, чтобы потом вернуться в Турин и пойти на работу, и мы с радостью приняли его предложение. В десять утра мы уже выехали из дома, прихватив пару крошечных бриошей (как всегда, легкомысленно с нашей стороны) и свитера, так как в Сестриере обещали всего 12 градусов тепла, в то время как в Турине стояла жара за 30.

Сестриере

Буквально накануне вечером до нас дошло заглянуть в роадбук, чтобы обнаружить, что этап вообще-то будет проходить через сам Турин, по улицам, до которых от дома ребят буквально пять минут езды. И если бы на горном этапе можно было высадить из машины механика, то мы непременно проехали бы до самого финиша в техничке РадиоШака. Но так как место в машине было только одно, а нас двое, то от предложения Славы Екимова пришлось отказаться. Но мы не стали горевать и поехали в Сестриере прямо по той же дороге, по которой спустя несколько часов предстояло проехать гонщикам. Путь нам указывали розовые джировские стрелочки, прикрепленные к столбам, а также розовые шарики, ленты, плакаты и прочие красивости, в которые нарядились все встречающиеся нам по пути города. Мы ехали в долину Сузы, над которой на километровой высоте возвышается гигантское аббатство Сакра Сан-Микеле (Sacra San Michele), куда мы уже ездили осенью 2008-го года, и где мне так невероятно понравилось, что даже сейчас, когда мы спешили на этап Джиро, в какой-то момент захотелось изменить маршрут и отправиться туда. Но – в другой раз. Достигнув города Суза, мы должны были повернуть в горы, причем выбрать не ту дорогу, которая ведет на Финестре, и, покружив по улицам мы выехали… как раз на Via Colle delle Finestre. То есть, если бы мы все-таки выбрали эту гору основным пунктом своего маршрута, нам бы предстояло именно отсюда начинать свое восхождение. Но мы завернули направо и стали подниматься в горы, и нашим глазам начали открываться потрясающие виды заснеженных вершин, поросших непроходимым лесом склонов и городков, таких древних, что, казалось, они до сих пор существуют в Средневековье. Путь, кстати, был совсем не близким и занял у нас больше двух часов, но наконец-то показались указатели на Сестриере, и очень скоро Габриэле высадил нас неподалеку от башен-отелей, а сам развернулся и поехал назад в Турин.

Мы же с Юлей немедленно провели рекогносцировку на местности: к счастью, Сестриере – это вам не Ливорно, это крошечный курортный городочек, приютившийся на вершине перевала, и там все было ясно и понятно: вот здесь – стоянка автобусов, вон там – финиш. Свежий горный воздух заставил нас немедленно утеплиться, но яркое солнце подпитывало наше и без того прекрасное настроение, окружающие пейзажи захватывали дух, и мы отправились на поиски приключений, которые помогли бы нам в течение последующих пяти часов скоротать время.

Финишная зона

План был таков – от финишной линии пройти как можно дальше по склону последней премиальной горы Джиро вниз, а потом подняться обратно наверх. Попив кофейку, мы принялись воплощать этот план в жизнь. Вокруг было уже очень много народу, дорога, по которой предстояло финишировать этапу, была открыта, и по ней катались местные велосипедисты и гуляли чокнутые энтузиасты, типа нас. На финише также было много наших коллег из всевозможных велоизданий мира, но, чем дальше мы уходили от линии финиша, тем меньше желающих прогуляться становилось на дороге.

В Сестриере
Сестриере

Последний километр дистанции оказался очень пологим, и мы не удовлетворились этой прогулкой, поэтому решили пройтись до отметки в 2 км до финиша. По дороге нам встретилось огромное количество всяких забавных и интересных персонажей: дяденьки фан-клуба Стефано Гардзелли, огромные бритые бельгийцы, занятые приготовлением мяса-гриль у своего кемпера, почитатели таланта Данило Ди Луки, фан-клуб Массимо Кодола, группа поддержки Тьягу Мачаду, которая эффектно расположилась на изгибе серпантина, австралийцы, исписавшие своими граффити приличный кусок дороги, а также многие-многие другие.

Фанаты Гардзелли
Плакат в честь Данило Ди Луки
Группа поддержки Мачаду
У отметки 2 км до финиша
   Разумеется, и двух километров нам показалось мало, и мы продолжили спускаться, тем более что на солнышке было очень даже тепло (о, это коварное горное солнце!), а красота вокруг была такая, что невозможно было оторвать глаз. Сестриере остался позади, вокруг нас были только усыпанные разнообразными цветами склоны, изящные ели и могучие заснеженные вершины. Хотелось раскинуть руки и, как в кино, побежать в поля, насобирать букетов и петь. Разумеется, от этой затеи пришлось отказаться, хотя бы потому, что «поля» шли или резко вверх, или резко вниз, и бежать там никак бы не получилось – только катиться или ползти. Но уже тогда, вне зависимости от результатов этапа и плодов нашей велосипедной вылазки, стало понятно, что день удался, потому что погулять вот так среди гор и среди велоболельщиков – это уже огромное счастье.
В окрестностях Сестриере

Тем временем, навстречу нам целыми пачками ехали разновозрастные дядьки на велосипедах начала XX века, в такой же велосипедной амуниции. В этот день у местных велоклубов были какие-то свои мероприятия, приуроченные к этапу Джиро, и посмотреть на это было ужасно интересно, тем более при таком оформлении. Дядьки охотно позировали, улыбаясь и спрашивая, как они нам нравятся. А нравились они нам ну просто очень!

Ретро-велогонщики
   Любуясь пейзажами, велосипедистами, постоянно фотографируя и восторгаясь увиденным, мы добрались до отметки 3 км до финиша, и пошли бы дальше, если бы не мысль о том, каково нам будет подниматься обратно. Поэтому было принято волевое решение возвращаться, но перед этим я затащила-таки Юлю в «поля», чтобы сделать пару снимков среди цветочков. Наши телодвижения, когда мы сначала забирались наверх, на склон, а потом с него спускались, изрядно повеселили расположившихся тут же дедушек, но мы сделали вид, что «нон парлиамо итальяно», сфотографировались и невозмутимо отправились восвояси.
Отметка 3 км до финиша
В окрестностях Сестриере

Идти наверх, конечно, было тяжелее, чем вниз, да и жарче, но все равно вполне приемлемо, так как, повторюсь, гора эта не слишком крутая. Народу все прибавлялось и прибавлялось. У импровизированных закусочных по обочинам не было отбоя от клиентов, иные болельщики загорали на склонах горы в ожидании прибытия гонки. У стана австралийцев стояла машина известного велосипедного сайта Podium Café, чуть выше по дороге занимали места фанаты Марко Пантани с плакатами и черными флагами.

Трасса этапа
Здесь были австралийцы
Плакат в память Воутера Вейландта

До финиша этапа оставалось еще часа два с половиной, и рабочие только-только начали натягивать на железные ограждения рекламные растяжки. Атмосфера всего происходящего вокруг была просто замечательной, действительно особенной, и мы сразу осознали, что вот он, горный этап, и мы тоже являемся непосредственными участницами событий.

Плакат в честь Марко Пантани: "Однажды пират сошел с корабля и встал на педали..."
Флаг Пьемонта, флаг Италии, флаг Пантани...
   Сфотографировавшись под растяжкой, обозначающей последний километр, и отправив эту фотографию в наш текстовый онлайн, мы оказались в толпе, которая уже заполонила последний отрезок этапа.
Последний км дистанции

Там открылась open village – сувенирная деревенька, где всем желающим совершенно бесплатно раздавали чай, мороженое и много-много всякой всячины, начиная от брелков и заканчивая сумками. И народ целенаправленно подходил к каждой палатке и выстаивал долгие очереди, чтобы разжиться какой-нибудь ненужной мелочью, а потом все довольные расходились, нагруженные так, как будто шли из супермаркета. Мы же ограничились чаем и решили разведать, как обстоят дела на стоянке автобусов – есть ли там уже кто-нибудь. К тому же нам хотелось засечь время пути от финиша до стоянки, чтобы рассчитать, как далеко на горе мы можем встать, чтобы потом быстро-быстро добежать до автобусов и еще кого-нибудь увидеть.

В Сестриере

Можно было, конечно, найти зону для прессы и приткнуться там, но дурная голова ногам покоя не дает, а у нас таких головы целых две. К тому же мы еще не такие матерые репортеры, чтобы просиживать часами в закрытых зонах, нам еще все-все интересно, и мы готовы сколько угодно бить ноги, если есть шанс хоть краем глаза увидеть то, чего по телевизору не покажут.

Финишную зону уже закрывали от праздношатающихся – там должны были проехать местные детишки, и мы успели проскользнуть буквально с последней партией гуляющих. Повсюду расположились болельщики – кто на маленьких трибунах с флагами, кто в барах и ресторанах, кто-то и вовсе спал на парапетах, рискуя проснуться потом густо-малинового цвета. В импровизированной студии RAI Алессандра ди Стефано время от времени принималась пытать своих скучающих гостей, среди которых был и Эдди Меркс. Ну а мы бодрым шагом шли к своей цели, и очень скоро нашим глазам открылся шикарный вид – горы, зелень и стройный ряд таких родных разноцветных автобусов. Но автобусы-то там были, а вот людей не наблюдалось, кроме парочки рабобанковских массажистов и загорающего сотрудника Eurosport, поэтому мы отклонились от курса в сторону небольшой фокаччерии, где приобрели себе пару кусочков фокаччи на обед.

Стоянка автобусов
Релакс...
   Для обеда мы выбрали себе местечко посимпатичнее – в небольшом сквере с деревянными лавочками и детской площадкой. Перекусив, мы приступили к исполнению задумки, которая настигла нас во время всех этих блужданий: с собой у нас были наши флаги, с которыми мы еще в Верезе ездили, - российский и белорусский, и, вдохновленные видом многочисленных фанатов разнообразных гонщиков, мы решили наши флаги персонализировать. Достав маркер и разложив флаг на лавке, я принялась старательно (и пожирнее, пожирнее!) выводить на нем Denis Menchov. Каков же был мой ужас, когда, подняв флаг, я обнаружила, что надпись отчетливо отпечаталась на лавочке! Точнее, ужас мешался с безумным смехом, потому что совершить хулиганство – само по себе очень даже весело, а я ведь умудрилась увековечить Дениса таким неожиданным способом! На белорусском флаге мы писали имя-фамилию Кости Сивцова уже не столь старательно, с трудом сдерживая хохот и при этом с опаской поглядывая на местных детишек, которые явно заинтересовались тем, что мы делаем. Отвечать за порчу городского имущества нам совсем не хотелось, поэтому, закончив, мы собрали вещи и сбежали оттуда очень быстро и без оглядки, дабы никакой синьор карабинер не спросил нас, какого лешего мы пишем непонятные мужские имена на лавочках.

Конечно, толком засечь время у нас не получилось, если учесть, что мы отвлекались на еду и вандализм, но на самом деле автобусы стояли совсем близко, и мы рассчитали, что вполне успеем посмотреть первых десять-двадцать финишировавших, добежать с километр до стоянки и посмотреть, как остальные будут подъезжать к автобусам. Поэтому мы уверенно миновали скопление людей у самой финишной черты и выбрали себе отличное пустующее местечко прямо у таблички 300 метров до финиша. Приготовившись ближайшее время провести там, мы покрепче вцепились в барьеры, ибо ноги нас держали уже не слишком уверенно, Юля включила телефон, открыла наш сайтовый текстовый онлайн… и началось самое смешное. Смешное как всегда перемешано с грустным – читая о ситуации в гонке, мы увидели, что написанный на нашем флаге Костя Сивцов вывалился из группы розовой майки, а Вася Кириенко наоборот идет на победу. А его-то у нас на флаге и не было. Пришлось Юле удаляться от ограждений и вдали от любопытных глаз, буквально на коленке, дописывать на свой флаг (а флаг у нее боооольшой) еще и Кириенко, в то время как я сторожила наше место от всяких фальшивых местных велосипедистов с волосатыми ногами.

Когда мы уже были готовы во всеоружии встречать героев этапа, к нам по обыкновению пристали два товарища, которых интересовало, что у нас за флаги: сразу вспомнились наши триумфальные чемпионаты мира, где флаги автоматически делали из нас звезд дня. Мы разъяснили дядькам, кто мы и за кого болеем, и принялись ждать гонщиков, читая текстовый лайв в телефоне и слушая местного комментатора, по крикам которого мало что можно было понять, так что я не знала, радоваться или пугаться из-за часто повторяющейся фамилии Меньчов. Наконец, показался Василий, и мы встретили его подбадривающими криками и помахиванием флагом, который нам помогали держать те самые дяденьки. Ну а дальше начали заезжать остальные участники этапа, по одному или группами, мы помахали флагом и покричали Денису, потом дождались Костю, но до конца ждать не стали, ведь по плану теперь был забег до автобусов. Напоследок наши собеседники спросили, откуда мы знаем всех проезжающих гонщиков, на что Юля ответила, что мы вообще-то велоспорт уже десять лет смотрим, после чего мы с достоинством удалились, но им (достоинством) пришлось немного пожертвовать, продираясь через толпу, которая, как оказалось, тоже хотела к автобусам. Работая локтями, мы прорвались на задворки подиума как раз в тот момент, когда в честь Контадора был дан залп из розового конфетти, потом услышали кусочек интервью Васи, когда он говорил, что посвящает победу Чави Тондо, и побежали себе дальше. Конечно, хотелось бы как-то поближе подобраться к победителю этапа и поздравить его, но так уж получилось, что за все годы наших велопутешествий мы так и не смогли наладить с Васей контакт. Утешает только то, что мы не одни такие – этого не удалось достичь практически никому из постоянно бывающих на гонках болельщиков и журналистов.

Василий Кириенко летит к победе

Но речь не о том – мы бежали к автобусам, правда, ни на что особо не рассчитывая, потому что по опыту знали, что гонщики редко выходят на люди после этапов, а тем более горных этапов. Но мы надеялись увидеться хотя бы с Вячеславом Екимовым, по которому уже успели соскучиться, поэтому первым делом двинулись к автобусу Шаков. Весь персонал нас мгновенно узнал и, кажется, не очень-то обрадовался (ха-ха). Слава был на месте, но давал интервью некой даме в розовом, так что попросил нас пока подождать, и мы принялись бродить вокруг, благо гонщики все заезжали и заезжали, да и всякого интересного народу вокруг было много. Возьмем хотя бы молодого человека в светлом костюме, который заговорил с нами по-русски, - он оказался представителем «Советского Спорта» Андреем Шумаковым, приехавшим на последние этапы Джиров составе целой группы российских журналистов. Мы, измотанные, встрепанные, сильно поджарившиеся на солнышке, конечно, произвели на него впечатление, и он сначала угостил нас конфеткой, а потом бананами – судя по всему, вид у нас был до крайности усталый и голодный. Пока мы болтали, произошло неожиданное – из автобуса Джеокса вдруг показался Денис собственной персоной в белых гольфах и с пластиковой тарелкой пасты в руках, и мы втроем немедленно кинулись к нему. Мы-то с Юлей даже не мечтали его увидеть, поэтому ни о каких интервью не помышляли: просто спросили, как он себя чувствует, спросили об атаках на этапе. «Ну что значит атаковал? – усмехнулся Денис. – Просто ехал вперед». Нашего флага на финише он не видел и нас не слышал, так что флаг с памятной (для жителей Сестриере) надписью мы демонстрировали уже лично. Ну а потом я попросила его уделить нам завтра десять минут, обещала приехать с дарами, и мы передали эстафету Андрею, который попытался взять у Дениса короткое интервью, правда, как и следовало предполагать, попытка была не слишком удачной. А потом Денис, как и Карлос Састре до него, сел в техничку, чтобы не трястись по горным дорогам в автобусе, и уехал.

Денис Меньшов дает интервью
   Кстати, едва мы отошли от Дениса, как нас тут же выловили те самые товарищи, который помогали держать Юлин флаг, и спросили, кто это был. Пришлось освежить их знания о Денисе Меньшове. Но куда больше их впечатлило то, что они держали в руках белорусский флаг, потому что после они намертво встали около автобуса Мовистара, твердо решив дождаться победителя этапа и посмотреть на него.

Ну а мы после этого еще немножко погуляли среди автобусов, увидели жену Стефано Гардзелли Марию, сфотографировали совершенно убитого проигрышем Микеля Ньеве (ну просто вылитый Пьеро!), дающего интервью Игора Антона, потом стали свидетелями того, как вся португальская компания, которая болела за Мачаду на горе, перебралась сюда, и у них началась длительная фотосессия. Как оказалось, возглавляла делегацию его девушка Анна. К автобусу Джеокса подъехал Маурисио Ардила и помахал нам ручкой – то ли он нас помнит еще со времен Рабобанка, то ли просто является самым приветливым парнем в этой команде.

Микель Ньеве
Игор Антон
Мачаду со своей группой поддержки
   Когда наконец освободился Слава Екимов, многие уже уехали. Мы быстро обменялись новостями, и тут Еки задал нам весьма актуальный вопрос – а как мы собираемся ехать домой? Мы начали что-то лепетать про теоретический автобус, про поезд, чем, похоже, его совсем не убедили. Но тут его кто-то отвлек, а мы, в свою очередь, отвлеклись на пресс-секретаря Джеокса Луку, которому мне пришлось трижды помахать рукой, прежде чем он перестал делать вид, что он нас не знает, и подошел. Правда, не успев сказать ему даже «чао», мы снова переключили внимание на Еки, сделав рукой знак – жди мол, Лука, не до тебя сейчас. А Еки, в свою очередь, предложил совершенно невероятную вещь – подвезти нас до Турина! Звучало это примерно так – «в техничках места нет, а на автобусе вы согласны?». Согласны ли мы??? Боже, да это был один из лучших моментов нашей «велокарьеры»!

Пока Слава уточнял у водителя, получится ли у того забросить нас в какой-нибудь Автогриль на автостраде около Турина, чтобы оттуда нас мог забрать Габриэле, мы все-таки пообщались с Лукой, показали ему наши флаги и пообещали целый день завтра мозолить ему глаза. После чего нас позвали, и мы упорхнули в автобус РадиоШака.

Мечтала ли я попасть в командный автобус? Конечно. Но я думала, что это произойдет, когда он будет стоять пустой где-нибудь на старте или на финише в ожидании гонщиков. Я не могла даже вообразить, что мы поедем домой вместе с четырьмя гонщиками Шака (Мачаду и Деньян поехали в техничках, так что остались Попович, Ровный, Беппу и Силандер) и Еки, что мы будем наблюдать весь этот послегоночный хаос – беспорядок, раскиданные шлемы, бессильные ребята, заваливающиеся то на одно, то на другое кресло. И в то же время все активно пытались нас напоить чем-нибудь холодным, накормить пиццей, в то время как мы отказывались – не от скромности, нет, просто от усталости и переизбытка впечатлений кусок не лез в горло. Жаль, конечно, что не осталось никаких фотографий, но какие уж тут фотографии, когда Попович работает при водителе штурманом, Силандер прячется на автобусной «кухне», Фуми размахивает руками с воплями «I’m free!» на уточнение, не женат ли он, а Ваня Ровный валяется напротив нас на длинном сидении, и они с Еки ведут с нами разговоры совсем не о велоспорте, а о жизни, браке и любви.

Конечно, это была фантастическая поездка. Я не помню, ни сколько по времени мы ехали, ни по каким дорогам, все мы были вымотаны, но нам было так весело, что хотелось, чтобы дорога вечно вилась среди гор. Сколько ценных жизненных советов мы получили за это время, сосчитать не берусь, но многие из них очень хочется взять на вооружение, несмотря на то, что тогда все мы только смеялись над сказанным. И самым удивительным во всем происходящем было вовсе не то, что мы едем в одном автобусе со звездами мирового велоспорта, и не то, что мы вообще едем в этом автобусе в данный конкретный момент, ведь большинству об этом и мечтать не приходится, а то, насколько легко и комфортно нам было в компании «постоянных пассажиров». Мы не были для них журналистами, при которых надо вести себя смирно, они не были для нас теми, на кого надо произвести впечатление, мы просто были веселыми попутчиками, которым было, что сказать друг другу. И что действительно важно, что нужно знать, чему нужно учиться – сколько бы у человека не было титулов – а мы ехали с одним из самых титулованных велогонщиков за всю историю российского велоспорта и даже обсуждали его перспективы приумножить число своих олимпийских званий, - если это по-настоящему хороший, умный, интересный человек, то никакие медали не должны заслонять в нем его личностные качества. И если раньше, не будучи знакомы с Вячеславом, мы были ослеплены блеском его наград, то теперь мы обе навсегда покорены им как личностью, и мы гордимся тем, что он поддерживает нас, и бесконечно благодарны ему за это. Еки превратил нашу Джиро в праздник, сделал все проще и понятнее, позволил нам заглянуть за кулисы и больше не чувствовать себя сторонними наблюдателями, и это очень здорово.

Насмеявшись, наговорившись, настроив всяких совершенно нереалистичных совместных планов, мы все-таки были вынуждены расстаться с ребятами буквально в десяти километрах от нашего дома. Выйдя из автобуса и дожидаясь Габри в Автогриле за чашкой кофе, мы с Юлей хохотали как безумные, вспоминая все события прошедшего дня и не веря в свое везение. Каждый раз, приезжая на гонку, мы боимся, что наша удача, которая была с нами с самого Варезе, однажды отвернется от нас, но, похоже, ей нравится наш неукротимый энтузиазм, и она продолжает улыбаться нам даже тогда, когда мы совсем не ждем.

Домой мы попали в половине девятого вечера, во сколько бы мы приехали, если бы добирались своим ходом – подумать страшно. А завтра нас еще ждал длинный день в Милане...