- Категория:
- VeloNAME |
- Дата:
- 11-03-2011, 13:55
Итак, всё определяется только физическими данными, или психология так же играет существенную роль? Обладающий невероятной работоспособностью Йенс Фохт рассказывает о том, какое значение имеет психологическое состояние для гонщика. Во второй части интервью, которое Фохт дал Bicycles Network Australia, у нас есть возможность заглянуть во внутренний мир Йенса, и посмотреть, как же устроено мышление великого спортсмена.
- Давайте попробуем разобраться, как Вы мыслите во время гонки. Когда Вы едете в составе отрыва, под встречным ветром, когда становится тяжело физически, что в этот момент происходит в Вашем уме?
- Всё определяется обстоятельствами. Когда вы только-только уехали от группы, у вас просто нет времени на раздумья. Вы просто атакуете изо всех сил – так, как вы можете. Когда вы уже едете в составе отрыва, и до финиша остается еще 50 или 100 километров, то в этом случае вам нужно чем-то занять ваш ум. Часто бывает, что это последняя песня, которую вы слушали по радио утром накануне этапа, сидя в командном автобусе. Эта последняя песня, как бы, продолжает звучать у вас голове, повторяясь снова и снова.
Конечно, при этом вы не теряете концентрацию, и следите за тем, что происходит в гонке – «ага, надо бы переместиться на другую сторону, там начинается какое-то движение», или, «возможно, этот участок дороги будет скользким – пожалуй, стОит немного придержать себя здесь». Но вместе с тем, всё равно бывают моменты, когда ваш ум свободен, и тогда в голову приходят самые разные мысли – например, «дети должны были бы приехать посмотреть на эту гонку», или, «когда я вернусь домой, мне нужно отнести эту штуку в гараж». Ближе к концу этапа, когда важно быть сосредоточенным на событиях, происходящих в гонке, и борьба в пелотоне становится всё плотнее, я часто начинаю мыслить в более агрессивной манере, я бы сказал, используя более уверенный образ мышления – «если мне тяжело, значит остальным, должно быть, вдвойне труднее, они всего лишь обычные люди, они не могут пойти быстрее, чем я».
Если вы находитесь в отрыве, и собираетесь финишировать из лидирующей группы в одиночку, то вы говорите себе примерно следующее: «такого просто не может быть – чтобы они уехали от меня, не может быть, чтобы они оказались лучше, быстрее или выносливее, чем я». И часто это срабатывает. Конечно, все упорно тренируются, у всех есть хорошие велосипеды, все имеют представление об аэродинамике, о питании. Зачастую лишь незначительный дополнительный импульс способен привести к совершенно иному результату. И когда вы попробуете сделать это в следующий раз, это может оказать влияние на остальных: «О, я не смогу опередить его, он ведь так силен». Возможно, на самом деле это совсем не так. Но в этих случаях я предпочитаю действовать.
Крис Бордман однажды сказал: «Лучше быть тем, кто боролся до конца, чем тем, кто в конце концов проиграл». И это так правильно. Я предпочитаю стартовать с мыслью опередить других, нежели потерпеть поражение. Если вам удалось сделать это раз или два, у вас в памяти останутся позитивные воспоминания: «О, мне удалось сделать это на прошлой неделе, или две недели назад, или пять недель назад, а сейчас ситуация выглядит так же, как тогда», и я просто стараюсь повторить то, что уже делал ранее. Всё, что вам нужно – чуть больше уверенности в себе, и вы должны мыслить примерно так – «что ж, если мне сейчас тяжело, то другие, наверное, уже просто близки к тому, чтобы умереть».
- На Тур де Франс – 2010 Вы серьезно пострадали в результате падения на 16-м этапе, и я уверен, никто бы не сказал ни слова, если бы Вы решили покинуть гонку. Вы решили остаться. Вы сделали это для себя, или для команды?
- Это хороший вопрос, и я думаю, что там было и то, и другое. Когда я лежал там и думал – «нет, я не собираюсь отказываться от борьбы второй год подряд, ничто не может стать преградой между мною и финишем в Париже в этом году» - то я делал это для себя.
Я никого не пытаюсь судить, я говорю только о себе, но в тот момент я посмотрел на себя, как на проигравшего. Я ненавижу это. Повторюсь, я ненавижу это. Выглядеть, как человек, который отказался, или оказался слишком мягким, или просто не хочет продолжать борьбу. Я ненавижу это. Но, как я уже сказал, я не пытаюсь никого осуждать. Знаете, это такая адская боль, когда вы лежите там, на дороге, истекая кровью, и кровь растекается вокруг вас по дороге. Я могу понять людей, которые в такие моменты думают – «с меня хватит», но в той ситуации я сказал себе: «Нет, я не собираюсь принимать поражение здесь, я не собираюсь принимать это, я хочу изменить ситуацию». Я большой сторонник теории о том, что каждый сам определяет свою судьбу. Ваша судьба находится в ваших руках, и всё зависит от вас. Это ваша ответственность, иногда – тяжкое бремя, но только вы способны что-то изменить, только вы способны двигаться вперед. Только вы определяете для себя, какой будет ваша реальность, ваша жизнь.
Я сказал себе тогда: «Нет, я не собираюсь покидать гонку». Конечно, в такие моменты вы думаете о своих товарищах по команде, о том, что они рассчитывают на вас и надеются, что вы вернетесь в строй, потому что, возможно, им нужна будет ваша помощь. Наверное, после моего прошлогоднего падения я не был в состоянии помочь им больше, чем просто подвезти пару бачков с водой. Я не был в состоянии сделать что-либо серьезное, но я был там. Я оказывал им моральную поддержку: «Давайте, мы можем это сделать». Определенно, это тоже весомая причина, чтобы остаться в гонке – когда вы не хотите подвести своих товарищей, сохраняя преданность по отношению к команде.
«Jens Voigt Interview Part 2: The Psychology of Cycling»
by Christopher Jones
- Комментариев
- (0)
- Просмотров
- (5 150)