- Категория:
- VeloNEWS |
- Дата:
- 17-12-2010, 23:49
Интервью с Пэтом МакКуэйдом. Часть 1
Спустя пять лет после того, как Пэт МакКуэйд был избран президентом Международного союза велосипедистов (UCI), он успел стать олицетворением новой политики высшей руководящей организации мирового велоспорта. В отличие от своего предшественника, МакКуэйд не боится давать комментарии на самые разные темы, так или иначе касающиеся дел в его «королевстве». Иногда он, что называется, попадает в кипяток, как в случае с высказываниями по делу Альберто Контадора. Однако, в любых ситуациях 61-летний ирландец кажется «пуленепробиваемым» для огня критиков, и всем своим видом излучает оптимизм и невозмутимость, свойственные ему еще в бытность гонщиком – профессионалом, а затем и организатором соревнований.
МакКуэйд выступает в качестве активного сторонника глобализации велоспорта, что он недавно и продемонстрировал, объявив о подписании четырехлетнего контракта с организаторами Тура Пекина в рамках UCI WorldTour. Кроме шоссейного велоспорта, МакКуэйд уделяет также немало внимания и остальным гоночным категориям – треку, маунтинбайку, BMX, а также многим другим вопросам. По большей части эта сторона его деятельности не так «раскручена» СМИ, поэтому болельщицкая аудитория может только догадываться, что же представляет собой фигура нынешнего «хозяина» мирового велоспорта. Журналист VeloNews Джон Вилкоксон попытался расширить взгляд любителей велоспорта на работу президента UCI в своем интервью, которое будет представлено в нескольких частях. Итак, часть первая.
- Вот уже в течение пяти лет вы возглавляете UCI. Давайте посмотрим, как обстоят дела в различных сферах вида спорта, за который вы ответственны, начиная с шоссейных гонок.
- Если говорить о шоссе, то это были трудные пять лет, поскольку с момента введения UCI Pro Tour (в настоящее время UCI World Tour) у нас были постоянные разногласия с организаторами гонок, которые опасались, что Про тур нанесет ущерб их коммерческим продуктам. Я был не согласен с их мнением, считая, что это слишком узкий взгляд на вещи. И доказательство тому – то, что сейчас происходит с неевропейскими гонками, такими как Квебек и Монреаль. Эти старты получили хорошие отзывы, как у гонщиков, так и у менеджеров команд. Мы убедились, что эти гонки организованы на самом высоком уровне – на таком, что многим организаторам европейских гонок следовало бы приехать туда и поучиться, тем более, что это была первая попытка проведения упомянутых стартов. Процесс глобализации продолжается, и это было стратегией UCI на протяжении длительного времени, и конкретно моей стратегией, так как я был активным участником организации гонок в Малайзии, на Филиппинах и в Ирландии. Я всегда знал, что это открывает большие возможности для развития велоспорта, и многие уже забыли, что в рамках концепции Про тура мы ввели континентальный календарь и иерархию команд, а именно разделение на команды Про тура, проконтинентальные и континентальные. И если посмотреть статистику, то велоспорт на других континентах развивается. Появляются как новые гонки, так и новые команды. Например, в Азии в 2000 году не было континентальных команд, а сейчас их около двадцати. Это показатель того, что в последние пять лет велоспорт развивается на международном уровне. Этому способствовало и то, что UCI занял четкую позицию в деле борьбы с допингом, которая, как я говорил еще на своем первом конгрессе в качестве президента, будет одним из приоритетов моей работы. Да, в этой борьбе нам до сих пор не удалось одержать победу, но мы будем продолжать активно противодействовать применению запрещенных препаратов, чтобы в один прекрасный день спортсмены поняли – использовать допинг бесполезно, потому что, рано или поздно, они будут уличены в его применении. Введение биологических паспортов положительным образом сказалось на положении вещей в велоспорте. Просто все заинтересованные стороны обсудили вместе этот вопрос и приняли решение, что необходимы крупные инвестиции в сфере борьбы с допингом. UCI работал по программе биологических паспортов вместе с антидопинговой лабораторией в Лозанне, однако этот проект был очень дорогостоящим… и он мог быть осуществлен только при поддержке всех заинтересованных сторон – команд, гонщиков, организаторов. То, что нам в итоге удалось запустить эту программу, оказалось очень эффективным инструментом в деле борьбы с допингом. Дорогим, но эффективным, и это был значительный прогресс. Я всегда говорил, что существует «культура» допинга в спорте. К сожалению, это так, и, чтобы ее искоренить, понадобится еще очень много времени.
- В адрес UCI высказывалась критика в отношении того, как рассматривается дело Альберто Контадора. Почему прошло так много времени с момента, когда стало известно о его положительной пробе на кленбутерол в июле, прежде чем эта информация была предана огласке в сентябре? И почему документы были переданы испанской федерации только в ноябре?
- Концентрация кленбутерола была ничтожно малой, и мы хотели бы знать, будет ли этот результат подтвержден повторными анализами. Мы также хотели услышать объяснения самого гонщика. Далее были проведены научные исследования совместно с консультантами ВАДА, чтобы получить как можно больше достоверной информации. Это необходимо было сделать, чтобы предупредить всевозможные спекуляции, которые неизбежно возникают, когда речь идет о таких громких делах. Для проведения дополнительных анализов потребовалось время. Однако, когда дело стало достоянием общественности, еще не все исследования были закончены. Все документы были переданы испанской федерации, как только ВАДА представила нам свой доклад о происхождении кленбутерола в пробе гонщика. Важно подчеркнуть, что все необходимые процедуры в рассмотрении этого дела были выполнены тщательным образом в соответствии с действующими правилами и в тесном контакте с представителями ВАДА.
- Давайте вернемся на минуту к событиям World Tour. Пару лет назад поговаривали об идеи проведения Тура Китая, и Тура Сочи в России. На какой стадии находится решение этих вопросов? Например, я видел, что Тур Китая запланирован в календаре на сентябрь…
- Изначально Тур Китая имел категорию 2.2. Но это не тот уровень гонки, к которому мы стремились. Теперь будет новый Тур Пекина. На протяжении двух лет мы вели переговоры с заинтересованными лицами с китайской стороны. Насчет Сочи я не уверен. Возможно, будет какой-нибудь большой тур, но в другой части России. Инфраструктура Сочи пока еще не готова принимать такие гонки, поскольку строительство дорог и других объектов к Олимпиаде 2014 года еще не завершено. Так что вариант проведения гонки в Сочи мы будем рассматривать уже после 2014 года. И, как я уже сказал, одновременно планируется проведение гонки в другой части России. Надо сказать, что по отношению к WorldTour, который включает в себя события ProTour и гонки исторического календаря, у организаторов Гран туров сложилось неверное мнение. Они опасаются, что значимость традиционных, исторических гонок будет принижена в связи с появлением новых гонок в календаре. Но у UCI никогда не было подобных намерений. Мы по-прежнему с уважением относимся к тем европейским гонкам, которые стояли у истоков нашего вида спорта, которые живут в его сердце. Появление новых событий в гоночном календаре не означает, что мы хотим пожертвовать историческими гонками. Мы не собираемся проводить гонки повсеместно. Просто есть период времени, когда большинство гонок проходят в Европе – сезон классик и Гран туры, и есть промежутки между этими событиями, а также время в начале и в конце сезона. Если какие-либо новые гонки по географическому критерию и по времени проведения можно будет включить в календарь, мы будем делать это с осторожностью, чтобы не нанести ущерба организаторам существующих гонок.
- Другой стороной WorldTour являются сами команды, которые принимают участие в гонках. И, на мой взгляд, те правила отбора, которые были недавно приняты, являются не столь уж хорошими, особенно если учитывать организацию и структуру сегодняшних гоночных команд.
- Нет, я так не думаю. Опять же, одним из достижений UCI за последние пять или шесть лет можно считать то, что постоянно поднимается уровень требований к командам для получения лицензии. Наряду с оценкой деятельности руководства команды, учитываются выводы, сделанные Комиссией по лицензиям на предмет соответствия команды этическим и финансовым критериям. Все это в совокупности работает на повышение профессионализма команд, и поднимает наш вид спорта на качественно новый уровень. Еще один момент, на который не обращают должного внимания, заключается в том, что некоторые профессиональные команды, имея стабильный состав в течение 4-5 лет, зарабатывают у болельщиков определенный авторитет. Например, если взять гонку в Квебеке, то, несмотря на то, что там отсутствовали Контадор и Армстронг, публика проявила к этому событию интерес. Причина довольно проста – среди участвовавших команд были, к примеру, Liquigas и AG2R, которые известны болельщикам по выступлениям на Гран турах.
- Здесь еще, пожалуй, стОит отметить, что некоторые команды регулярно меняют спонсоров, как, например, Footon, который был известен как Fuji в прошлом году, и как Saunier Duval до этого, а в следующем году будет спонсироваться Geox... Может ли UCI найти способ, чтобы обеспечить командам стабильную финансовую поддержку на более длительный срок?
- Наилучшим способом в данном случае является следование предложению UCI о выдаче лицензии на четыре года. Но организаторы Гран туров выступают против этого, поскольку руководствуются не спортивными, а коммерческими соображениями. Нет никаких сомнений, что получение командой лицензии на 4 года является более благоприятным вариантом с точки зрения финансовой стабильности. Спонсор заинтересован в том, чтобы команда принимала участие в гонках в течение нескольких лет, тогда он будут инвестировать средства в развитие команды и ее инфраструктуры. Но такова ситуация с командами во всех видах спорта – спонсоры приходят и уходят… Saunier Duval превратился в Footon, затем в Geox, но вот тот же самый Rabobank остается таковым уже на протяжении 15 лет ... так что определенная стабильность все же есть. И мы получим еще бОльшую стабильность, если будет достигнуто соглашение между основными заинтересованными сторонами в нашем виде спорта.
- Мы поговорили с вами о том, что достигнуто за последние пять лет. А что вы можете сказать о своих целях на ближайшее пятилетие?
- Мы еще не достигли полного согласия с организаторами Гран туров, и это разочаровывает. У нас продолжаются раунды дискуссий и переговоров с представителями ASO (Amaury Sport). Мы изменили правила WorldTour в том, что касается требований к участию в гонках команд. Организаторы настаивали на приглашении 17 или более команд на гонки, но мы хотим, чтобы решающее значение имел отбор по таким критериям, как этика, управление командой, стабильность и спортивные результаты. В целях улучшения системы спортивной иерархии команд мы ввели разделение на первый, второй и третий дивизионы, с четким разделением между ними. Таким образом, лучшие гонщики будут собраны в первом дивизионе. В новой системе спортивный критерий будет определяться результатами лучших 15 гонщиков каждой команды по окончании сезона. Рейтинг гонщиков будет определяться UCI так, что сами они не будут знать, какое место они занимают. Это сделано с целью, чтобы гонщики не имели возможности для приумножения заработной платы по контракту. Таким образом, во главу угла ставится спортивный критерий. Это означает, что команды, которые имеют лицензию Про тура, не станут сидеть сложа руки на протяжении четырех лет, а будут продолжать инвестировать средства в лучших гонщиков. В итоге в выигрыше окажутся все – и организаторы Гран туров, и команды, и болельщики.
- Комментариев
- (7)
- Просмотров
- (4 374)