- Категория:
- VeloNAME |
- Дата:
- 22-11-2016, 11:00
Ян Ульрих - первый и единственный победитель Тур де Франс родом из ГДР.
Часть 1
Первый и единственный немецкий победитель Тур де Франс (Tour de France), олимпийский чемпион в групповой гонке, двукратный чемпион мира в разделке, Ян Ульрих (Jan Ullrich) объявил о завершении карьеры в феврале 2007 года. С тех пор до настоящего времени он ни разу не давал больших интервью. Впервые за много лет Ульрих рассказал о себе в большом интервью интернет-изданию CyclingTips.
Но прежде, чем перейти к тому, чем сейчас занимается Ян Ульрих и что он рассказал в интервью, вспомним моменты его биографии.
Его карьера в велоспорте длилась 11 лет. Победы пришли рано – в 23 года он выиграл Тур де Франс, олимпийским чемпионом стал в 26, но поздние годы его карьеры омрачила травмы колена, роль вечного соперника Лэнса Армстронга (Lance Armstrong), а также обвинения в употреблении допинга и незапланированный уход из велоспорта.
Летом 2006 года, за полгода до того, как Ян Ульрих объявил об уходе из велоспорта, немецкий писатель Себастьяна Молл (Sebastian Moll) в веложурнале De Muur опубликовал статью «Трагедия Яна Ульриха», в которой анализировал карьеру немецкого гонщика.
Себастьян Молл "Трагедия Яна Ульриха":
«Когда Ульрих одержал победу на Тур де Франс в 1997, все эксперты от Эдди Меркса до репортёров L’Equipe предсказывали ему блестящую карьеру. Никто не видел прежде такого велогонщика как он. И ни одно из предсказаний не сбылось. Конечно, его соперником был Лэнс Армстронг. Но самым серьёзным оппонентом Ульриха всегда был он сам.
Травма колена, возможно, была неудачей, но затем постоянно случалось что-то ещё, что мешало Ульриху выйти к Тур де Франс в своей лучшей форме. После девяти лет ожидания немецкой публике надоело слушать новости о всякого рода неудачах.
Ульрих просто никогда не работал и не жил, как профессионал, и не никогда не пытался. Он не хотел делать того, что необходимо для победы, а за 9 лет после победы на Тур де Франс показал, что меняться не желает.
Карьера Ульриха начала превращаться в трагедию. Хотя список его достижений выглядит впечатляющим – победа на Тур де Франс и пять вторых мест, победа на Вуэльте Испании, чемпионат мира, Олимпиада, но запомнится он всё же не тем, что достиг, а тем, чего достичь не удалось.
При такой карьере ответственность за упущенные шансы лежит на нём. А почему он стал таким, будет понятно, если взглянуть на его биографию.
Ян Ульрих. Первые шаги в велоспорте
Ян Ульрих – типичный продукт Восточной Германии, и, как многие восточные немцы, никогда полностью не адаптировался к западной жизни.
Одной из отличительных черт коммунистического общества Восточной Германии было то, что оно препятствовало развитию независимости и ответственности в личности. Государство планировало жизнь за человека, решение, которые можно было принимать самостоятельно, были весьма ограничены. Например, нельзя было выбирать, где делать карьеру, её можно было строить лишь там, где в тебе нуждались. Такой порядок руководил жизнью и молодого Яна Ульриха, что не помогало стать профессиональным спортсменом мирового уровня или суперзвездой в мире коммерческого спорта и средств массовой информации.
В ГДР самые талантливые дети местных спортивных клубов в возрасте 11 лет отправлялись в Берлин, где лучшие учёные страны, работавшие в спорте, проводили тестирование. Затем они определяли, способен ли молодой спортсмен выиграть олимпийскую медаль в ближайшие 10 лет. Тех, кто успешно проходил тесты, забирали из дома и отправляли в спортивную школу, находящуюся в столице, где детей строго и тщательно готовили к тому, что они станут спортивными героями рабочего класса.
Конечно, Ян Ульрих попал в число избранных. Тренеры в Берлине были в восторге от такого невероятно талантливого мальчика из города Ростока. Таким образом, в 13 лет Ульрих стал частью их системы. Каждый его день был расписан. Ему не было необходимости ни о чём заботиться, надо было лишь выполнять план, который сфабриковали для него волшебники спортивной медицины из Восточной Германии. Еда, досуг образование, его будущее – всё за него решали другие.
После того, как в 1990 была разрушена стена, Ульриху повезло (или не повезло, зависит от того, как посмотреть), потому что для него в основном всё продолжалось как прежде. Тренер в его юношеской спортивной школе, также уроженец Восточной Германии, Петер Бекер (Peter Beker), не собирался разрушать результаты многолетнего труда. Применив находчивость, Бекер сохранил группу молодых спортсменов и продолжил работать с ними по своей программе.
Через короткий переходный период Бекер нашёл спонсора. Торговец автомобилями из Гамбурга и любитель велоспорта Вольфганг Стробанд (Wolfgang Strohband) захотел взять на себя содержание велокоманды. Они переехали в дом, расположенный в пригороде, и в капиталистической Западной Германии воссоздали утопию коммунистического спортивного образования.
Бекер с ностальгией вспоминал те дни: «Коллектив был идеальным. Ни у кого не было привилегий, никто не получал велосипед лучше, чем у других. Каждый выполнял обязанности по дому. Победа одного гонщика всегда воспринималась как победа всей команды. Когда Ян выиграл гонку, то сказал «Мы выиграли», а не «Я выиграл».
Ян Ульрих Профессиональная карьера велосипедиста
Главной задачей образования в Восточной Германии было внедрить идею, что каждый должен стать частью социалистического коллектива. Во введении к стандартному учебнику говорилось: «Выступление спортсмена – это, прежде всего, результат коллективной работы. Только в коллективе и через коллектив раскрывается личность. Личные и общественные цели тождественны».
Такая система образования идеально подготовила Яна Ульриха к первым годам в качестве профессионального велогонщика. Он был преданным делу и совершенно бескорыстным помощником. В 1996 году он ни разу не подверг сомнению командную иерархию, когда помогал Бьярне Риису выиграть Тур де Франс, хотя многие наблюдатели отмечали тогда, что как гонщик он был явно сильнее.
После второго места на Тур де Франс, которое Ульрих занял в 1996 году, он не стал искать новую команду, где мог бы быть капитаном, где получил бы поддержку, чтобы попытаться выиграть французский Гран-тур. Наоборот, Ульрих снова и снова повторял, что Риис – его капитан, и что он испытывает гордость, работая на него.
И даже в тот, легендарный теперь, день в Андорре на Аркалис, даже когда у подножия решающего подъёма Бьярне Риис признал, что Ульрих сильнее, роль лидера команды Яну Ульриху практически отдали насильно. Риис приказал ему ехать за победой вместо себя, и только тогда Ульрих с невероятной лёгкостью уехал, оставив всех позади. И даже тогда, атакуя, он постоянно оглядывался на Рииса, как бы удостоверяясь, что всё делает правильно.
Его дискомфорт в роли капитана лучше всего иллюстрирует знаменитый инцидент между Удо Бёлтсом (Udo Bölts) и Ульрихом на второй неделе Тур де Франс. Тогда у Яна Ульриха случился плохой день, и Бёлтс напомнил ему о его обязанностях перед командой, он кричал на него: «Терпи, ты, свинья». Вся команда жертвовала собой на протяжении 21 мучительного дня ради победы на этом Тур де Франс. И если личный успех не был достаточно важен для Ульриха, чтобы выкладываться по полной, то, может быть, успех ради команды мог его подтолкнуть. Бёлтс достаточно хорошо знал Ульриха, и понимал, что напоминание о коллективе может сработать. И это сработало.
Победа на Тур де Франс обозначила начало проблем Ульриха. Он никогда не чувствовал себя комфортно в роли знаменитости, когда на него направилось внимание средств массовой информации. И он не мог справиться с тем, что от него ждали другие. В итоге он попадал из одного кризиса в другой, кульминацией стал скандал с наркотиками и алкоголем в 2002 году. До этого дня Ульрих не осознавал, что он значит для болельщиков и Германии.
Когда прессинг длился месяцами, Ян Ульрих отключался. Это началось после победы на Тур де Франс в 1997, когда посреди истерии, начавшейся вокруг него, он сбежал отдыхать, после чего вернулся, полностью потеряв форму и набрав лишний вес, будто наглядно показывал, что не может соответствовать надеждам зрителей, которые снова и снова ждали от него победы на Тур де Франс.
С тех пор эта история с ним повторялась почти каждый год. Травмы и болезни во время подготовки происходили настолько часто, что казалось, его тело выражает его психологическую стратегию уклониться от давления ожиданий.
Конечно, это был подсознательный процесс, то, что Ульриху было не под силу контролировать или изменить. Было похоже, что он страдает от этого, показателем служили его наркотические и алкогольные эскапады и явное расстройство пищевого поведения.
Однако, когда прессинг исчезал, Ульрих всегда возвращался к своей блестящей форме, как было на Вуэльте Испании в 1999, на Олимпиаде в 2000 или на Тур де Франс в 2003. Когда никто ничего от него не ждал, он выступал великолепно. Но когда люди, и, возможно, он сам ждал результатов, он ломался, каждый раз портя свою подготовку. Без груза ожиданий, в том числе своего собственного, он выступал свободно. Эта странная драма Ульриха повторялась год за годом.
К его чести надо отметить, что и давление на него в Германии было запредельным. У всех стран есть в спорте свои герои, но в Германии было что-то особенно неприятное в том, как они относились к своим кумирам. Фанаты переходили все границы, отказывая своей звезде в праве на личную жизнь, фамильярно выкрикивая его имя или прозвище.
Худшим в этой форме обожания являлось то, что болельщики принимали всё, что касается их звезды, как своё личное дело. Если кумир не показывал результатов, что у Яна Ульриха повторялось почти регулярно, то это воспринималось почти как предательство. Фанаты и средства массовой информации создали его публичный имидж, и ждали, что звезда будет ему соответствовать. А когда его жизнь нарушала нарисованную картинку, ему это не прощали».
Продолжение следует.
Ян Ульрих - первый и единственный победитель Тур де Франс родом из ГДР. Часть 1
Ян Ульрих - первый и единственный победитель Тур де Франс родом из ГДР. Часть 2
- Комментариев
- (9)
- Просмотров
- (8 492)