- Категория:
- VeloNEWS / VeloCLUB |
- Дата:
- 1-10-2014, 17:20
Долгая дорога к Гизалло, или как маленькое поражение обернулось большой победой.
Всё началось с того, что я запал на L'Eroica.
Запал настолько, что вытащил из гаража старый Чемпион 62 года с надеждой реанимировать его и принять в ней участие. Ещё не осознав что не вписываюсь в регламент (дело в принципе поправимое, стоит лишь заменить некоторые компоненты), рванул на сайт чтобы оставить заявку. Кинулся изучать маршруты.
В процессе реанимации велосипеда и изучения всех обстоятельств понял, что с наскока взять не получится. Родная кассета 16-23 на 5 звезд, в сочетании с системой 51-44, отсутствие родных манеток в торцах руля и куча других невелосипедных обстоятельств стали непреодолимым препятствием для участия. А главное не герой я, не потяну я местные холмы с таким расчетом трансмиссии. Точнее потянуть то потяну, но в ущерб здоровью и удовольствию от поездки. Проблему велосипеда можно было бы решить взяв подходящий напрокат, но эту идею отмёл сразу, очень хочется выкатить свой, аутентичный советский велосипед, первый, и если не ошибаюсь единственный в то время гоночный велосипед с манетками в торцах руля. Да и мухлевать с кассетами и звездами несолидно на таком мероприятии. Так или иначе, а заявку я снял до лучших времён. И велосипед приведу в соответствие, и силушку в ногах наберу.
Но зуд уже не проходил и превратился в твердое намерение покататься на велосипеде в Италии, и именно этой осенью. Прекрасная Тоскана - услада для глаз и сердца, но Ломбардия и Альпы это вызов. Решено, еду в Ломбардию покорять подъёмы. Полюбить, так королеву, и первое что пришло в голову - Пассо делло Стельвио. И опять, отрезвление пришло достаточно быстро. Наката в горах нет никакого. Местные карельские торчки не идут ни в какое сравнение, даже с местностью, которая в Ломбардии считается за равнину.
Вспомнилась реплика одного из иностранных участников бревета Вологда-Онего-Ладога 2012: рельеф? а был рельеф? Как говорится, не, не слышал. Поразмыслив, понял что начинать лучше с чего попроще. Так, чтобы и себя проверить, и глаз порадовать. И первое что пришло в голову - лаго Ларио, в просторечии Комо. Красивейшее озеро тектонического происхождения, глубиной как иное море (450м), формой напоминающее греческую букву лямбда, по крутым берегам которого раскинулось множество людских поселений. Красота неописуемая.
Уже достаточно высоко чтобы, заехав на самую высокую точку в окрестностях, понять, что ты приподнялся по крайней мере над собой. Но ещё не достаточно высоко, чтобы опалить крылышки или чересчур возгордиться. Туристы едут на Комо отовсюду, тут есть что посмотреть и чем себя занять. К счастью, когда я приехал на Комо, основной поток иностранцев уже схлынул, и на озера поехали сами итальянцы. А мне и хорошо, уютнее себя чувствую среди местных, а не в толпе туристов.
Но выбрал я Комо вовсе не поэтому. Провинция Комо - один из центров шоссейного велоспорта. Царство шоссейников. Разум забуксовал, когда от смотрителя Музея велоспорта я услышал сколько в регионе велоклубов и велосипедистов. 700 и 12000. Около 700 велоклубов и свыше 12000 гонщиков-любителей! Перед этими цифрами меркнет даже тот факт, что в окрестностях Комо можно запросто встретить тренирующихся элитных профессионалов, а некоторые так и просто живут там. Сюда регулярно наведывается Джиро ди Италия, а один из пяти монументов велоспорта, Джиро ди Ломбардия именно на этих подъёмах каждый год собирает щедрую жатву из гонщиков, не выдержавших испытания крутыми подъёмами Гизалло, Сормано и Сан Фермо.
А ещё, в окрестностях Комо находится велосипедная святыня всей Италии - Santuario Madonna del Ghisallo. Церковь Гизальской Мадонны, святой покровительницы велосипедистов. Благодаря любви итальянцев к спорту и велосипедам церковь стала музеем шоссейного велоспорта, где выставлены реликвии, принадлежащие тем, чьи имена вызывают дрожь в сердцах поклонников велогонок. И реликвий и громких имён так много, что рядом построили трехэтажное здание - Музей истории велоспорта - Museo del ciclismo.
И вот, я стою на Пияцца дель Дуомо, в самом центре Комо в полной боевой готовности.
Мой нулевой километр. Со мной боевой конь, гоночный красавец Пинарелло. Как выяснилось на первом же приличном торчке, эта черная бестия приберегла для меня сюрприз. Кассету 11-28. Я то предполагал что Роберто (хозяин веломагазинчика в Комо) поставит кассету 12-30, как мы предварительно и договаривались. А Роберто решил что я чиклоспортиво, а не чиклотуристо и итак справлюсь. Знаю, что временами итальянцам свойственна безалаберность, приходилось сталкиваться по работе, так что виню исключительно себя. Точнее джет-лаг, накануне буквально лишивший меня остатков адекватного восприятия реальности. Так что трансмиссию я не проверил. А когда выяснил что к чему, возвращаться было уже слишком далеко. Кто ломал кардан на градиентах под 10%, знает цену каждому лишнему зубчику. Но я не держу обид, ничего, сдюжил. Даже повеселились перед отъездом, теперь жду Роберто в гости. Ожидал проблем с коленями в последующие дни, но на удивление никакого дискомфорта не почувствовал. Побаливали икроножные мышцы, но постепенно раскатился и даже заехал на некоторые горки дважды. На этом сюрпризы не закончились, но к счастью они оказались со знаком плюс, и связаны с подъёмом на Гизалло и посещением церкви и музея.
Я не религиозен, молитвы, тотемы и символы трогают меня в гораздо меньшей степени, чем сила и способности человека, воплощённые в произведениях живописи, скульптуры, зодчества и т.д. А в этом месте вера и духовная мощь человека соединились вместе.
Прекрасно понимаю что движет велосипедистом, карабкающимся по крутому серпантину наверх. Жарко ли, холодно ли, боль в спине и ногах, сердце выпрыгивает из груди и нечем дышать, именно мысли "о чём то большем", о ласковом взгляде и улыбке женщины не дают остановиться и толкают тебя вперёд.
И это работает, когда на финише последнего подъёма передо мной вырос знакомый силуэт колокольни, я понял что я победил. Победил и эту гору, и жару, и боль в ногах, и самого себя.
Всякий раз, когда мимо проезжает пелотон, с колокольни раздаётся приветственный звон, подбадривающий гонщиков, славящий всех тех, кто смог одолеть не только гору. Мне удалось услышать этот звон дважды, хотя гонок в эти дни не было.
Церковь действующая, но мне нравится думать, что Мадонна отметила и меня. А с земли велосипедистов провожают одобрительными взглядами два итальянских велосипедных героя: Фаусто Коппи и Джино Бартали.
Всё, что я почувствовал по пути и в самой церкви, и есть главный сюрприз для самого себя. А почувствовал я дрожь и сопричастность. Не ожидал, что войдя туда испытаю нечто подобное. Причиной ли тому уникальные экспонаты, или счастье преодоления, а может и то и другое. Велосипеды героев велоспорта, чемпионские майки, имена победителей, от всего этого захватывает дух. Почувствовать себя частью огромного мира велоспорта, стать крохотной частичкой легенды - непередаваемые ощущения.
И мне так понравились эти ощущения, что на следующий день я снова заехал на Гизалло. На это раз с юга. И с севера, через Беладжио, и с юга, через Ассо, вы всегда повстречаете на пути своих собратьев. Не сказать что церковь осаждают толпы велосипедистов, но Мадонна не остаётся одна надолго. В гостях у матери всегда есть кто нибудь из её детей. По большей части, люди приезжают на автобусах и мотоциклах. Они и составляют основную массу посетителей. Держатся они скромно, словно стесняются своей моральной и физической немощи. И когда видишь как из за кромки последнего подъёма к Гизалло, медленно, но верно вырастает фигура велосипедиста годящегося тебе в дедушки, когда тебе уже скоро сороковник, отчётливо понимаешь, что их немощь исключительно в головах.
Может поэтому они с удивлением, а иногда и с трепетом глядят на велосипедистов. Истинный велосипедист проделает весь канонический путь из Комо через Беладжио сам. 40 км. вдоль берега озера - лёгкая прогулка, разминка перед 10-километровой стенкой между Беладжио и Магрельо. Любой, кто заедет на велосипеде на вершину горы, в глазах местных - человек заслуживающий безусловного уважения и в доску свой. Смотритель музея Антонио, бывший гонщик-любитель весьма почтенного возраста, оказал мне кучу внимания, раздобыл локер для моего велосипеда, самолично его приковал, вызвал двух сеньорит сносно говорящих по английски.
Моих английского и зачатков ломаного велосипедного итальянского хватило чтобы весело пообщаться и узнать множество подробностей. А как весело мы пытались сделать совместные селфи. Правда дома выяснилось что на телефоны у всех получилось хорошо, а я с крутым фотоаппаратом остался без общей фото. Ну да ладно, такие воспоминания не стираются. В итоге я уехал оттуда напоеный кофе и с рекордной медалью на раме велосипеда.
Вообще, эту медаль можно просто купить в музее. Моё ли второе появление за два дня так впечатлило Антонио, или что-нибудь ещё, но он просто подарил мне её. Как и пончо и несколько путеводителей для велосипедистов. Жаль, что я физически не мог увезти с собой великолепные альбомы и книги о велоспорте, под майку, как газетку на спуске, их не запихнёшь.
Рядом с церковью стоит памятник Велогонщикам. Победитель и Проигравший. Вместе.
Напоминает всем нам суть спорта, есть только Победитель и Проигравший. Всё остальное не в счёт. The Winner takes it all.
Сам музей на первый взгляд не производит особенного впечатления.
Пока не войдёшь, и не поймёшь, что вниз по склону спускаются ещё два этажа, но лестниц нет. Есть ведущий вниз серпантин, с двумя торнанти. Символизм во всём. Внизу меня ждало царство стальных коней и всего что с ними связано. В музее есть и алюминиевые и карбоновые и даже деревянные велосипеды, но безраздельно правит бал её величество сталь. Признаюсь, после церкви, где я слегка обалдел, в музее бессистемно щёлкал всё подряд, поэтому рассказать что, кто и где уже не смогу. Болельщики поймут и оценят без подсказок. Венец всему - экспозиция маек победителей Джиро.
Среди них своё место занимают и отечественные чемпионы Корса роса. Есть повод для гордости.
Истинный болельщик может зависнуть в музее надолго. Тем более что есть чиллауты и видеорум, где можно дать отдых ногам, просматривая всевозможные видео. Сувениры скромные, но значимые для болельщика: рюкзачки (есть у меня слабость к ним, поэтому приобрёл), футболки, велотрусы с лямками, медальоны с Мадонной, множество фотоальбомов и книг. Покидать музей во второй раз не хотелось еще сильней. Но вокруг ещё столько дорог и горок, что буквально заставил себя попрощаться с Антонио и рванул вниз, в Липомо, устанавливать рекорды скорости на спусках.
Были и откровенно смешные, и даже обескураживающие моменты. В первый день, через некоторое время после меня, к церкви подъехал молодой парень, как потом выяснилось, француз. Посчитав что его никто не видит, этот цивилизованный европеец попытался выковырнуть камушек из мостовой у входа в церковь.
Увидев чем он занимается, я невольно захохотал, так нелепо это всё выглядело. Увидев меня, и он смущённо засмеялся, и бросил свои попытки. Затем подтянулись его друзья. Мои познания во французском ограничиваются бонжур-тужур, пурква па, се ля ви, мсье, же неманж пасис жюр и жэ ма пель Клод. Они, что удивительно, оказались слабы в английском. Пообщаться не удалось. Попросили меня сфтографировать их компанию рядом с бюстами Коппи и Бартали, и отправились по своим делам.
В Италии процветает воровство велосипедов, это ни для кого не секрет. Страдают все, от профессиональных команд и даже сборных, до детишек забежавших за мороженым. Но то, что в священном для велосипедиста месте нельзя оставлять свой велосипед непристёгнутым? Едва я вошёл в музей, тот же Антонио сразу же подбежал ко мне с локером, самолично стреножил моего коня, и всё объяснил. Так и познакомились.
В свете этого, стало понятно, почему в Милане столько стильно и дорого одетых людей разъезжают на таком хламе, что у нас в распоследней деревне постесняются. Воруют. Всё и везде. У всех. Вот черти, это ж надо так любить велосипеды.
Непосредственно Мадонна и музей отняли у меня 2 дня. Но это была добровольная и искренняя жертва. Которую я обязательно принесу снова. Эти дороги, подъёмы и перевалы, великолепные виды стоят того. Красотами Комо можно наслаждаться многократно. А люди! Роберто и Антонио, случайные встреченные велосипедисты, поднимающие руку в дружеском приветствии. С ними есть незримая связь, во взгляде, языке тела, где всё понятно без слов. И это любовь к велосипеду и скорости.
Юрий Краев. 3-10 сентября 2014. Милан-Комо-Бергамо.
- Комментариев
- (23)
- Просмотров
- (10 303)