- Категория:
- VeloZOOM |
- Дата:
- 25-02-2011, 11:51
Тренировки за мотоциклом – один из столпов базисной подготовки профессиональных гонщиков к сезону. Задаёт скорость за рулём мотоцикла обычно тот, кто сам был велогонщиком, и поэтому у него те же рефлексы, понимание гонки и гонщика. Люди на обочинах часто начинают удивлённо хлопать глазами, увидев, как мимо них проносится мотоцикл с прилепившимся за ним и яростно педалирующим велосипедистом. Но езда за мотоциклом – это больше чем традиция или что-то, чем занимаются только потому, что так положено делать профессионалам. Такая тренировка давно вошла в повседневную жизнь велогонщика. Правда в том, что эта работа действительно даёт результат.Специалисты индивидуальной гонки на время проводят специальные тренировочные сессии позади мотоциклов и автомобилей.
Фабиан Канчеллара говорил, что тренируется за скутером так же, «как и другие, чтобы сохранить ощущение скорости в ногах»: «Но у меня бывает и специальная тренировка. Я провожу быстрые сессии, чтобы чувствовать себя раскованно во время быстрой езды, чтобы иметь возможность использовать тяжёлую передачу на моём разделочном велосипеде».
Но от таких занятий выигрывают не только раздельщики. Профессиональные велогонщики начали использовать тренировки за мотоциклом для того, чтобы имитировать скорость гонки. Кроме того гонщик воспроизводит такие же смены ритма и усилий, которые делают в пелотоне, включая внезапные ускорения и торможения.
«Если посмотреть на график, описывающий распределение сил в гонке, особенно ту часть, когда ты находишься в группе и сравнить это с результатами во время тренировки за мотоциклом, можно увидеть, что в обоих случаях на графике видны пики напряжения, которые приходятся на подобные моменты», - рассказывает Мэтт Брэммейер (Matt Brammeier) из команды HTC, которому 5 лет таких тренировок в Бельгии позволили достичь уровня гонщика команды протура.
Имитация скорости гонки.
«Дело в том, что когда находишься за мотоциклом, приходится производить тысячи микроускорений, так же, как происходит в пелотоне. Ты никогда не сможешь смоделировать это, тренируясь в одиночку или даже в небольшой группе. Просто не получится воспроизвести подобное движение, или ,по крайней мере, на это потребуется масса усилий. А всё потому, что мотоцикл едет со скоростью гонки, ты вынужден постоянно держаться в воздушном мешке, который образуется за ним, то выпадая, то возвращаясь в этот слипстрим», - продолжает Мэтт.
Как и другие профессиональные велогонщики, Брэммейер использует эффект имитации гоночной скорости.
«Тебе нужно, чтобы кто-то задавал тебе скорость, кто-то, кто сам знает, что он делает, кто понимает траекторию гонки, учитывая и прямые и повороты. К тому же этот человек должен уверенно чувствовать себя на мотоцикле. И тогда можно тренироваться проходить повороты. Хитрость в том, чтобы уверенно заходить в поворот, и ускоряться, когда из него выходишь».
Пройдя поворот, на выходе из него гонщик ускоряется, чтобы преодолеть неизбежно возникающее расстояние до мотоцикла, а когда удаётся вновь сесть на колесо и вернуться в воздушный пузырь, он расслабляется. Такие торможения и ускорения отлично имитируют ритм гонки. «Я не всё время использую мотоцикл, а только, когда в моём календаре есть перерывы, когда мне необходимо вернуть ногам ощущение гонок. В моей прежней команде An Post-Sean Kelly за год я проводил в тренировках за мотоциклом в целом 91 день, теперь, когда я в HTC, думаю посвятить им больше времени в те моменты сезона, когда у меня будут перерывы между гонками», - рассказал Мэтт Брэммейер.
Чтобы посмотреть, как именно проходят тренировки за мотоциклом, журналисты Cycle Sport приехали к Брэммейеру на восток Бельгии. Сначала гонщик разогревался сам около часа, затем встретился со своим тренером Хансом Сенте (Hans Sente) из команды An Post. Они обсудили, что собираются делать, куда поедут, и приступили к тренировке.
«Мы прошли несколько сложных поворотов, несколько подъёмов, а затем к концу тренировки увеличили скорость – просто смоделировали ход гонки. Всё это заняло около часа, самое большее – 90 минут, так что мы не имитировали длину гонки или её сложность. Но были небольшие ускорения и всплески активности», - пояснил Брэммейер.
Многоцелевой мотор.
Использование мотоцикла для воспроизведения условий гонки, чтобы потом чувствовать себя в пелотоне легко – это не всё, что может дать такая тренировка. Спринтерам езда за мотором помогает отрепетировать рывок. «Ничто не сравнится с тем ощущением, когда пытаешься обогнать мотор и прикладываешь максимальное усилие. Такие тренировки хороши для воссоздания обстановки развозящего поезда, помогают отработать правильный выход с колеса, также это практика для того, чтобы такой выход совершался в нужный момент», - говорит бельгийский спринтер Том Стеелс.
Также тренировки за мотором используются в подготовке к велокроссу.
«Там, где я живу, - рассказывает Брэммейер, - вы можете увидеть много велокроссменов, которые проводят такие тренировочные сессии, но у них эта подготовка немного отличается. Мотоцикл ждёт их на шоссе, пока они проходят участки бездорожья. Когда напарник видит, что гонщик выезжает из леса, он ускоряется, а тот пытается сесть на колесо мотоцикла. Затем примерно километр они проезжают вместе – это моделирует ситуацию, когда в велокроссе гонщики едут в группе. А потом велокроссмен вновь уезжает на бездорожье, а напарник на мотоцикле ждёт его на дороге».
Таким образом, тренировки за мотором – одна базовых составляющих в подготовке профессионалов, которая помогает лучше справляться с работой в пелотоне, когда физические усилия уже не мешают концентрироваться на основной задаче соревнования.
Как это было в прошлом.
В прошлом в велогонках в борьбу вступали не команды, а одиночки. Гонщики стартовали вместе, но затем должны были останавливаться, чтобы сменить передачу или из-за механических проблем. Покрытие дорог также оставляло желать лучшего, и в итоге пелотон быстро разбивался на одиночных спортсменов или маленькие группы.
В конце 19 века в качестве разгоняльщика использовался простой тандем, или специальный, на котором умещалось до пяти человек (quint). С развитием техники вместо тандемов стали использоваться мотоциклы. На одной из гонок – Бордо-Париж (560км)- «дерни» (велосипед с мотором или специальный мотоцикл) везли гонщиков часть дистанции. Гонки за лидером остаются популярными и по сей день, особенно на треке.
Со временем условия гонок изменились, появились новые велосипеды, возникла новая тактика ведения борьбы – пелотон стал базой, откуда совершаются атаки. И профессионалы начали использовать дерни в тренировках для воспроизведения скорости гонки, а также, чтобы лучше подготовиться к индивидуальной гонке на время. Пятикратный победитель Тур де Франс и матер разделки 60-х Жак Анкетиль поднял тренировки за мотоциклом на новый уровень. Он готовился к Тур де Франс и таким гонкам как Гран При Наций или GP Lugano, катаясь за дерни, которым управлял его тренер Андре Буше.
Иногда вместе с Анкетилем в этих тренировках принимал участие британский гонщик Петер Хилл, который вспоминает: «Буше тренировал нас двумя способами. Сначала он делал так, чтобы мы держали скорость не более 50км\ч. Затем он медленно ускорялся, пока мы не начинали испытывать настоящие мучения. И ты должен был держаться, чтобы не ломать легенду, гласящую, что Анкетиля никогда нельзя сбросить. Другой способ заключался в следующем: Буше сопровождал нас, пока мы проезжали около 20 км с той скоростью, с какой бы ехали в разделке, после чего он делал нам замечания. Он отмечал, в какие моменты нижняя часть тела двигалась слишком много, когда ты ехал на неправильной передаче. Он полностью анализировал стиль езды и использование передач».
Известный специалист Классик Роже де Вламинк (Roger de Vlaeminck) так часто тренировался за дерни, что даже купил один: «Я часто тренировался за ним, так же, как и другие гонщики, но мне нужен был мой особый дерни. Когда я готовился к чему-то крупному, например, к Классике или к Чемпионату мира, я проезжал за дерни по 50 км, а после этого сразу принимал участие в кермесах. После гонки я снова садился за дерни и так возвращался домой после соревнований. Иногда за день я проходил 300 км, и все со скоростью гонки. Зато потом у меня никогда не было проблем, сколько бы гонка ни длилась и какой бы тяжёлой она ни была».
Кавендиш и тренировки за мотоциклом.
Марк Кавендиш является верным сторонником тренировок за мотоциклом и проводит 6-часовые сессии. В этом ему помогает давний партнёр и тренер Род Эллингворт (Rod Ellingworth). Как и другие профессионалы, они используют такие тренировки, чтобы смоделировать скорость гонки, но Эллингворт и Кавендиш пошли ещё дальше.
«Большая часть моей работы с Кавом заключается не в отработке его спринта, а в подготовке к остальной части гонки. Он должен проехать её всю, чтобы выиграть в финале. Мы садимся и обдумываем, что может помешать ему в этом, и как предотвратить неудачу. Например, на маршруте может быть горка, так что мы используем скутер, чтобы проехать подобный участок. Мы или штурмуем подъём, или начинаем восхождение плавно, а затем ускоряемся к вершине, или же я имитирую атаки. Таким образом, Марк проработает каждую ситуацию, которая может случиться в гонке. Мы также проводим сессии на треке. Они длятся около часа или чуть больше, и там удерживается скорость около 55 км\ч.
Поэтому Кав выиграл Милан-Сан-Ремо в 2009, гонку, которая проходится на высокой скорости. Тогда про него говорили: «Это слишком быстро, ему не подойдёт. Но он смог продержаться в пелотоне, который ехал со скоростью 52 км\ч, весь день, так как ему было бы комфортно и при более высокой скорости. И когда гонка шла быстро, он не тратил нервы, как другие».
Chris Sidwells\Motor-vating the pros.
По материалам Cycle Sport\02-2011
- Комментариев
- (3)
- Просмотров
- (15 828)