Морис Гарен - «Маленький трубочист», «Гигант дороги» «без страха и упрека» выиграл первый в истории Тур де Франс
«Морис Гарен (Maurice Garin) , победитель первого Тур де Франс, которого из-за его небольшого роста называли «Маленький трубочист», без обмана выиграл «Большую Петлю».
В историю велоспорта Мориса Гарина (Maurice Garin) вошел как первый победитель легендарной многодневной велогонкиТур де Франс (Tour de France). Итальянец по происхождению вписал свое имя в историю мирового велоспорта, и внес неоценимый вклад в его развитие. Однако давайте взглянем на икону велоспорта без купюр, опираясь на многочисленные факты и свидетельства.
В реальности рост Мориса Гарена в зрелом возрасте составлял 1,63 м - рост близкий к среднестатистическому росту француза того времени. А свидетельства показывают, что Гарен - обманщик! В 1904, когда он выиграл свой второй Тур де Франс, его дисквалифицировали за многочисленные случаи «находчивости»… Так без «упрека» ли Морис Гарен стал легендой велоспорта и Тур де Франс?
В 14-ой главе своих воспоминаний, опубликованных в 1998 году в книге под названием «A mon Tour», Патрик Шене (Patrick Chêne) ведущий программы STADE 2 (Примечание VeloLIVE.com: французский телевизионный канал France 3) с 1992 по 1995 год, рассказывает о легенде Тур де Франс. Автор описывает выходца из Италии, который стал первым в списке победителей Большой Петли в 1903 году, следующими словами: «История гласит, что первым победителем Тура был Морис Гарен. Один метр шестьдесят на шестьдесят килограммов. Размеры, вне всякого сомнения, соответствовали его прозвищу – «Маленький трубочист».
Профессия приспосабливает к детским физическим данным
Если бы автор «A mon Tour» хотя бы немного читал велосипедную литературу, он узнал бы из биографии Мориса Гарена, написанной Франко Куац (Franco Cuaz), что прозвище «маленький трубочист» не имеет ничего общего с физическими данными будущего «гиганта дорог». Итальянский специалист по Гарену пишет: «Пёти-Сан-Бернар (Petit-Saint-Bernard) помнит историю этих мальчиков - восьми, десяти, двенадцати лет, которые осенью оставили свою Родину и свои семьи, и на рассвете с другими молодыми людьми шли пешком через перевалы и города Франции, где они и стали трубочистами. Эта профессия наиболее подходила им из-за их роста. Маленькие трубочисты … Морис Гарен был один из них».
Изменения роста согласно времени суток и физической деятельности человека
Рост человека, весь день сидящего в офисе, в транспорте, за обеденным столом или перед телевизором изменяется! Эта разница в среднем составляет один сантиметр в промежутке между утром и вечером. Также и у велосипедиста после трех часов езды на велосипеде рост уменьшается на два-три сантиметра. Внесем ясность - в течение сна потерянные сантиметры возвращаются. В медицине это давно установленный факт: диски, находящиеся между позвонками позвоночника, проявляют себя как губки, и под действием многочисленных давлений при нашей активности сжимаются в течение дня, а ночью, когда тело расслабляется в горизонтальной плоскости, диски выпрямляются.
В некоторых архивных документах указывается, что рост «Маленького трубочиста» был более 1 м 60 см (эти данные варьируются между 1,61 м и 1,65 м). Надо напомнить, что во Франции 1880 года среднестатистический рост зрелого мужчины равнялся 1,65 м. Значит, Морис Гарен имел обычный рост, как и многие мужчины той эпохи. Для информации, в 2010 году средний рост во Франции составил уже 1,76 м для мужчин и 1,64 для женщин.
Ошибка в прямом эфире
Также, во время «Большой Петли» 2009 года, 21 июля, во время прямого эфира на France Television по ходу трансляции 16-го этапа (159 км, Martigny–Bourg-Saint-Maurice), когда гонщики проезжали итальянский городок Арвье (Arvier), Жан-Поль Олливье (Jean-Paul Ollivier (JPO), получивший от своего друга Жерара Ольца (Gerard Holtz) прозвище «Поло-умник» (Paulo la science), позволил себе комментарий в адрес Мориса Гарена, так как гонка проходила недалеко от места где родился Морис Гарен: .... «названный «маленьким трубочистом» из-за своего маленького роста, его рост был 1,62 м».
Было бы неплохо, если бы однажды JPO просмотрел свои собственные архивы. В своей книге «ABCdaire du Tour de France», написанной в 2001 году, в разделе на букву «Г» - Гарен, он указал его рост в 1,65 м, что уже на 3 см больше чем было упомянуто в 2009.
История велоспорта знала Мориса Гарена и под другими «именами», которые совсем не соответствовали его «маленькому росту»
Другие известные прозвища «Маленького трубочиста»
• Le Petit remoneur du Val d’Aoste – профессия и регион происхождения Гарена • Le Ramoneur – «Трубочист» • L’Homme de Bronze – «Бронзовый человек» - из-за его устойчивости к усталости • L’Italien – «Итальянец» – Морис Гарен родился в Италии • Le Sanglier – «Кабан» - прозвище дал Анри Дегранж (Henri Desgrange): однажды на гонке Гарен был атакован и подвергся преследованию «реальной стаей» врагов • Le Bouledogue blanc – «Белый бульдог» - из-за белой майки, в которой ездил гонки Гарен • Le Fou – «Чокнутый» – из-за многочисленных выходок Гарена • Galibot – «Шахтер» молодой чернорабочий, трудящийся в шахте • Cul de fer – «Железный зад» - в 1901 году, на гонке Paris-Brest-Paris, которую Гарен выиграл, он проехал 1 200 км за 52 часа
Все зачищено кроме … мошенничества
В годы первых изданий Тур де Франс применение допинга в велоспорте считалось минимальным, а мошенничества были многочисленные.
По этому поводу надо напомнить, что когда Морис Гарен выиграл два первых Тур де Франс (он будет дисквалифицирован в 1904 году), этапы начинались в конце дня, что позволяло гонщикам мошенничать на дороге ночью во время прохождения дистанции.
Свидетельства и записи первых изданий «Великих похождений» (Formidable randonnée) хорошо описывают позорное поведение гигантов дорог - кажущуюся находчивость, а другими словами обман, и «маленький трубочист» многое об этом знал. Журналист Жан-Поль Веспини (Jean-Paul Vespini), в своей книге о первом Тур де Франс 1903, использовал многочисленные цитаты ежедневных газет того года, которые еще не были широко растиражированы, например газета «La Provence Sportive». Итак, во время 3-го этапа (426 км, Marseille-Toulouse), Альфонс Бенуа (Alphonse Benoit) собственный корреспондент, отправлявший сообщения в редакцию ежедневной газеты южного региона, присутствовал на гонке и своими глазами наблюдал за нарушениями правил. Необходимо напомнить, что во время сезона гонщики принадлежали одной и той же команде, но во время Тура, которая считалась индивидуальной гонкой, гонщики не могли помогать друг другу, например, меняться велосипедами.
Организованная замена велосипедов и … она вне правил
Во время этого третьего этапа, который проходил между Нимом и Монпелье, Бенуа стал свидетелем сцены, запрещенной законами велоспорта: «Вдруг Морис Гарен останавливается, кидает свой велосипед на землю и отбирает велосипед у Потье (Lucien Pothier), который ехал рядом с ним. Потье отдал его без сопротивления. Оба гонщика после обмена тут же продолжили гонку (Гарен на велосипеде Потье, а Потье на велосипеде Гарена), через 500 метров они догоняют группу, Потье в это время бросает свой велосипед одному из контролеров, который отдает ему взамен свой велосипед».
Этот текст разъясняет Веспини: «Морис Гарен получил прокол, и взял велосипед Люсьена Потье, который был его «замаскированным» тренером. Затем, что еще хуже, Потье воспользовался другим велосипедом «так называемого контролера, который под прикрытием голубой нарукавной повязки, курсировал в течение 10 км туда-сюда, чтобы подавать питье гонщикам команды «La Française». Так рассказывает специальный репортёр газеты «La Provence Sportive», который все это видел своими глазами. Сильнейшая команда «La Française» была замечена на обмане. Альфонс Бенуа даже назвал точное место, где все произошло: «10 км до Монпелье, местечко под названием Le Cres».
На 5-м этапе (425 км, Bordeaux-Nantes) «маленький трубочист» и большой обманщик окажется способным на акт саботажа по отношению к Фернанду Ожеро (Fernand Augereau), который был самым серьезным его конкурентом
Угрозы «Маленького трубочиста»
Леопольд Алибер (Leopolid Alibert) в то время был журналистом «Monde Sportif» (позже он станет спортивным директороми проработает в этом качестве в течение двадцати лет (1907-1928). Он написал со слов Ожеро, уроженца Нентрэ: «В направлении города Ла Рошель (La Rochelle) я прокололся и отстал от Мориса Гарена, Люсьена Потье и Гюстава Паске (Gustac Pasquier). Я ехал на ободе, и был в бешенстве, видя, как они удаляются. Но немного позже, фортуна мне улыбнулась, я встретился с швейцарцем Шарлем Лайсе (Charles Laeser), который отдал мне свой велосипед. Я взял его, и с трудом, постепенно, мне удалось догнать пелотон. После этого я возглавил пелотон, и работал там больше остальных, больше, чем это было необходимо для меня. В Ла Рош-сюр-Йон (La Roche-sur-Yon) ко мне обратился Гарен, предложивший мне следующую комбинацию: «Я должен выиграть, ни ты, ни кто-нибудь другой не должны меня победить. Я также когда-нибудь окажу тебе такую услугу». Я еще никогда не выигрывал этап, и я очень хорошо себя чувствовал, поэтому ответил Гарену решительным отказом. И тогда Гарен обратился к Потье со словами: «Езжай вперед и сбрось его!» Сказано - сделано: Потье, проехав несколько метров, начал спуск, а в это время Гарен бросился на меня на своем велосипеде. Я стал падать, но успел сориентироваться и вскочить на ноги. Гарен же прыгнул на колеса моего велосипеда и начал топтать их, сломав заднее колесо. Тем гонщикам, которые были с нами в этот момент, Гарен пообещал по 100 франков (сегодня это 310 евро), чтобы они мне не помогали».
В качестве доказательства, что всё рассказанное – правда - Ожеро называет имена этих гонщиков и дает их адреса.
Впрочем, в последней главе своей книги Жан-Поль Веспини, звезда журналистики того времени, также подтверждает слова Ожена, написав, что Гарен не был таким «чистым» как казался. Но, как часто бывает, неприглядная история закончилась красиво - Ожеро забрал свое заявление об агрессии, согласившись на возмещение ущерба, но до сих пор никто не может сказать, в чем конкретно заключалась компенсация, хотя несложно догадаться…
Находчивость в духе времени
Чтобы оправдать Гарена, Веспини, сотрудник газеты «La Provence Sportive» убеждает нас, что «идеи эпохи объясняют заблуждения»:
«В 1903 году мы обманывали, потому что находчивость была в духе времени. Тур де Франс угрожало лишь то, что некоторые гонщики обманывали ради того, чтобы сократить страдание, длившиеся в течение многих часов, проведенных в седле, обманывали, чтобы хоть частично восстановить потраченную энергию, обманывали, чтобы быть хитрее остальных.
Так было ли это обманом? Гонщики, участвовавшие в первом Тур де Франс, не знали, что ждет их во время гонки. Они были измучены, им очень мало платили, многие, ехали сами за себя, и должны были закончить гонку, чтобы хоть как-то восполнить часть затраченных на дорогу сил и денег. Таким образом, в ходе первого издания, Тур как зеркало стал отражением общества с его отклонениями, традициями и мечтами об обогащении. Ничего не изменилось с того времени. Тур, символ превосходной физической формы, великолепно показывает возможности человеческого организма: гонщик , по умолчанию очень маленький, борется с недостатками и человека, и своей эпохи».
И чтобы красиво закончить оду обману, Веспини добавляет: «И пионер Тура Морис Гарен, несмотря на критику, которую время стёрло, остается самым обожаемым и великим. Вперёд Гарен! Вперед Морис!»
И почему бы не продолжить с учетом нашего времени: Вперед Ульрих, Вперед Пантани и также... вперед Армстронг!
В последующие годы обман стал завоёвывать территорию
Сначала напомним Веспини и всем другим, что спортивный обман любой формы, принимаемый как допустимый элемент соревнований, в реальности является прикрытием эго того спортсмена, который, нечестно играя, отбирает победу у других. Тогда, недалеко от Нанта, Морис Гарен сказал Ожеро: «Я хочу выиграть, и никто не должен меня победить». Эти слова он произнес вовсе не потому, что был «измученным, плохо оплачиваемым и шел без помощи», а из-за того, что жаждал абсолютной победы. Слава, честь, известность, популярность - это ингредиенты, которые толкают человека на ошибки. Относительно спортивной морали «маленького трубочиста», укажем, что во время Тур де Франс 1904 года он и другие четверо из верхушки генеральной классификации были дисквалифицированы за многочисленные нарушения: сговор гонщиков, отсиживание за машиной, во время гонки они использовали транспорт вместо велосипеда, сокращали дистанцию на маршруте, незаконно получали дополнительное питание…
Маленький трубочист – сообщники мифа
Жан-Поль Брушон (Jean-Paul Brouchon, FRA), шеф-редактор France Info. Он следовал за Тур де Франс в 2000 году, в 35-й раз: «Морис Гарен родился в регионе Валле-д’Аоста в городке Арвье 23 марта 1871 года (примечание: 3 марта 1871 года). Прозвище «маленький трубочист» он получил из-за своей работы в Савойе и из-за своего маленького роста (менее 1,65 м)».
Патриция Морели (Patrizia Morelli, ITA) и Лоренцо Винанте (Lorenzo Vinante (ITA), город Арвье, место рождения Мориса Гарена: «Велосипед трансформировал Мориса Гарена, хрупкого и скромного мальчика, в большого гонщика, который знал, что имеет возможность изменить свою жизнь. Этот человек был зрелым и крепким, с характером немного странным, но люди говорили, что он был также добрым и веселым. Его взгляд и его усы мушкетера дают ему одновременно гордое выражение и жесткость. Прозвище «Маленький трубочист» появилось из-за его маленького роста (между 1,62 м и 1,65 м), и из-за его работы, и оно привязалось к нему навсегда».
Жан-Поль Олливье (Jean-Paul Ollivier, FRA), журналист, специалист велоспорта на France TV, прозванный «Поло-умник»: «Морис Гарен. Первый победитель Тур де Франс 1903 года, год спустя он также одержал победу в гонке, но в этот год первая четверка генерального зачета была дисквалифицирована. Рожденный в Арвье 23 марта 1871 года (примечание: 3 марта 1871 году) он получил прозвище «маленький трубочист», которое определяло его сущность и крепость. Став французом, он обогатил велоспорт. Его рост был 1,65 м и вес 61 кг».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Судя по хайлайтам гонки Дабридж уехал в парный отрыв в самом начале, а потом остался один впереди. Отрыв был три минуты, потом минута. Его же команда закрыла все атаки. А когда пелотон надёргался, то к Дабриджу передлжился Плапп. В конце Дабридж был мёртв, но Плапп подарил ему победу. В общем-то оба вполне заслужили быть первыми тут
Согласен, что рельеф этапов в целом выглядит странно и неубедительно. Понимаю тех, кто восторгается новизной. Однако эта попытка придумать что-то оригинальное мне кажется даст отрицательный результат. Разве что появятся новые имена и зажгутся новые звезды, но это не точно.
Читай внимательно. ... победила на всех этапах ... этапах.! " Прошлый сезон команда завершила с 32 победами, включая победы на этапах всех трёх Гранд-туров. "..
Лично я не очень понял зачем Саймон Висме... Висма всегда славилась своей школой, а тут уже вобщем не тот Саймон и 32 года...
В горный поезд (вместо Роглы). Вот увидите, обретет вторую молодость и полетит не хуже Кусса (а может и лучше, будет последним колесом). Это ж Висма). Ван Арт, Йоргенсен, Кусс, Йейтс - классный поезд. Братец в Эмиратах вдруг превратился в отличного горного гонщика и даже лидера на недельки... А Саймон чем хуже?))
в прошлом году из-за доминирования Погачара не появилось желания смотреть ни одного этапа Джиры, к-я была раньше любимым Гран-туром . Громких имен не будет, Ейтс-Роглич. ФИниш в гору не гарантирует зрелищность и борьбу. Финиш после спуска дает разные сценарии, отъезды, позиционная борьба...заранее не стоит фыркать. Ван Арт впервые едет. В бельгийской прессе тут же начались спекуляции о том, что Ван дер Пул вроде тоже собрался (зачем, интересно?). Скучают по велоспорту, Хет Ниуисблат печатает столько материалов, как будто сезон в разгаре.
Согласен. Армстонг и Вино не дадут соврать,что блестяще побеждать можно не только на финише в гору, но и на спринтерском финише на равнине,после спуска с горы.
Гонку делает не рельеф, а гонщики. Гонцы могут заколхозить самый убойный рельеф и устроить шоу на равнине.
У меня тоже Джиро был (а может и остаётся всё-таки) - любимым гранд-туром.
Но гораздо больше ущерба желанию смотреть нанесли, ИМХО пляски с отменами, сокращениями и фрагментацией этапов из-за требований гонщиков и погодных условий.
Где-то я читал, что в 2022 году Ван Арт на Витториа Корса ездил.
Я, кстати, в этом году впервые купил шины Пирелли. И вот по сравнению с моими прежними швальбами, спешами и туфо - прямо поразился, насколько "грубо" сделаны, не аккуратно.