- Категория:
- VeloRACE / Vuelta a Espana |
- Дата:
- 17-09-2010, 01:34
Вуэльта Испании-2010: Этап 19: Piedrahita - Toledo, 231.2 км
Город Пьедраита (Piedrahíta) провинции Авила, в прошлые годы входил в маршруты Вуэльты Испании-2010, но впервые становится стартовым. Говорят, что название Пьедраита произошло от того, что именно в этой местности, окружённой вековыми дубами и могучими соснами, в давние времена можно было легко заблудиться, поэтому люди отмечали пройденную дорогу камнями, служившими указателями. «Hitos» - межевой дорожный столб, “piedra”-камень. Сосны и дубы и сегодня присутствуют на гербе города. Из Пьедраиты пелотон направится на юго-восток, к Толедо, первая часть дистанции проходить по провинции Авила. Второй промежуточный финиш расположен у города Эль Баракко (El Barraco), который можно назвать городом велогонщиков. Ведь там находится Велосипедная школа(“Escuela de Ciclismo de El Barraco”), которой руководит отец Карлоса Састре. В Эль Баракко родился Хосе Мария Хименес.
Пьедраита впервые упоминается в документах 1189 года, в эпоху правления Альфонсо VIII. Город тесно связан с именем герцогов Альба. В 1485 году Фадрике Альварес де Толедо стал главой Дома Альба и первым графом Пьедраита. Но самым известным представителем этого рода был Фернандо Альварес де Толедо (1507—1582), 3-й герцог Альба. Храбрый и отчаянный, по воле короля он всегда принимал участие в самых опасных военных кампаниях, не проиграл ни одной битвы, преподнёс Филиппу II Голландию, а затем уже 70-летний герцог Альба помог завоевать Португалию. Он часто впадал в немилость, как-то его посадили под домашний арест лишь за то, что его сын женился без позволения короля. И умер герцог Альба в завоёванной им Португалии, после выигранной битве при Лиссабоне. Но его род стал самым важным в Испании. Через несколько поколений Донья Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо (1762—1802), 13-я герцогиня Альба вошла в историю уже как муза великого Гойи. Тогда, более 200 лет назад Испания ломала голову над вопросом, писал ли Гойя картину «Маха обнажённая» с герцогини, или это была натурщица Пепита. Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма.
Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо. Особенное недовольство версией о том, что позировала именно герцогиня, проявили её потомки. По словам современников, герцогиня была очень красивой и остроумной женщиной. Вместе с мужем доном Хосе Альваресом де Толедо и Гонсага они покровительствовали Гойе, а в своём мадридском дворце создали ему студию. Дворец герцогов Альба в Пьедраите является на сегодня одним из самых посещаемых. Он построен во второй половине 18 века в стиле французского барокко архитектором Жаком Марке (Jacques Marquet).
Как и большинство зданий города, дворец выстроен из серого гранита. Позади него находится сад, запечатлённый на нескольких полотнах Гойи. Достойна картины и главная площадь города Пьедраита – Plaza. Она окружена зданиями различных эпох и стилей, среди которых и Муниципальный Архив города, где среди множества интереснейших документов есть и свидетельство о рождении великого герцога Альба. В центе Площади Испании (или Главной площади) находится гранитный фонтан, построенный в 1727 году во времена Карлоса III.
Между Эль Баракко и Сан-Мартин-де-Вальдейглесиас (San Martín de Valdeiglesias), который гонщики также проедут на 19-м этапе, находится одна из главных достопримечательностей Испании - быки Гисандо (Toros de Guisando). Нет, это вовсе не стадо какой-то особой породы , это - древнейшие изваяния. Четыре гранитные фигуры то ли быков, то ли кабанов ( хотя по общему мнению это всё же быки, так как на головах обнаружены отверстия, в которых по предположению, были рога) были установлены кельтскими племенами во 2 веке до н. э. . Такие скульптуры называются веррако (verraco), что в переводе с испанского означает дикого кабана, но среди скульптур, которых на территории иберийского полуострова найдено около четырёхсот, встречаются изображения и быков и медведей.
Какое значение они несли, для чего были установлены, до сих пор является загадкой, но быки Гисандо часто упоминаются в испанской литературе, в том числе и в «Дон Кихоте» Сервантеса. 18 сентября 1468 года именно возле этих культовых сооружений свершилось важное историческое событие - был подписан договор между инфантой Изабеллой и её братом Энрике IV, согласно которому она становилась его наследницей. Договор прекратил эпоху междоусобных войн в Испании.
Долгий этап завершится в Толедо. Это город трех культур, где сплелись судьбы христианства, мусульманства и иудаизма.В древности его называли «короной Испании и светом всего мира». Расположенный к юго-западу от Мадрида на реке Тахо, Толедо является столицей провинции Толедо и автономного сообщества Кастилия — Ла-Манча.Первые поселения на его территории – это ряд крепостей эпохи кельтоиберийцев. Затем римляне сломили отчаянное сопротивление племён и основали свой форпост Толетум, который затем разросся. Римляне устроились основательно, раскопки обнаружили следы их роскошных вилл и акведук. Затем античные стены укреплялись в целях защиты от варваров. Мавры завоевали столицу государства вестготов в 712 году. Свой расцвет Толедо пережил во время их правления под именем Толайтола. Запасы железной руды вблизи Толедо позволили городу сначала начать чеканить свои собственные монеты, а позже снискать славу в производстве мечей.
Толедо и сейчас выглядит так, как будто сошёл со старинной картины, он стоит на высоком плато, омываемый с трёх сторон рекой Тахо. На вершине возвышается Алькасар, долгие годы служивший резиденцией испанским королям. От старой крепости, обеспечивающей защиту Толедо в излучине реки Тахо, в настоящее время сохранились крепостные стены, восемь ворот и два моста. Но вот исторический центр города как будто не менялся со времён средневековья. Лабиринт узких улиц, здания, каждое из которых имеет свою многовековую историю.
Город затягивает, меняет восприятие ,заставляет замедлить шаг. Вот как написал о Толедо знаменитый журналист и писатель Пётр Вайль: «Когда на "роковом рубеже испанской судьбы" (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. Событие и явление естественные, потому что места на скале в излучине Тахо хватало только для того города, какой есть, и не столько Толедо захирел в тени Мадрида, сколько Мадрид разросся как раз потому, что Толедо расти было некуда. Поразительно, как совпадает нынешний облик города с гравюрами XVI века... Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов), и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. Когда спускаешься от кафедрала к реке, противоположные стороны улиц едва ли не соприкасаются крышами у тебя над головой, а сами улицы невзначай превращаются в лестницы. Страшно тесен этот город, узок в плечах и бедрах. Грандиозный собор виден лишь с дистанции протянутой руки и оттого предстает в странном, искаженном ракурсе - такими, что ли, видел святых Эль Греко?».
Имя Эль Греко, или Доминикоса Теотокопулоса (1541—1614), рождённого на Крите, неотделимо от Толедо. Он считается испанским художником. В 1576 году Эль Греко (это имя отражало его происхождение, El Greco, буквально «грек») переехал в Испанию, поступив на службу Филиппу II, и до конца жизни прожил в Толедо в одном месте – в еврейском квартале, сразу за синагогой Трансито. Он похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо. Во время гражданской войны его дом был полностью разрушен, но соседнее здание удалось восстановить в XVI, и сейчас оно известно как Дом-музей Эль Греко.Шедевр Эль Греко «Похороны графа Оргаса», созданный в 1586 году специально для церкви Сан-Томе (Iglesia de Santo Tomé), построенной в стиле мудехар, и ни разу не покидал ее стены.
А если мы посмотрим на знаменитую картину Эль Греко «Вид Толедо», и сравним с фотографией города, сделанной приблизительно из той же точки, то не увидим кардинальных различий. «Вид Толедо» (или «Толедо в грозу»), написанный художником в 1596—1600 годах, считается одним первых пейзажей в европейском искусстве. Это единственный сохранившийся «чистый» пейзаж Эль Греко. На картине хорошо виден мост Alcantara. Это главный вход в город. Слово аlcantara в переводе с арабского означает «мост». Хотя мост прошёл через серию реставраций, он остался римским - построенный как классический виадук, с полукруглыми арками опор-оснований. Нынешний вид Алькантара принял уже в XVI веке. Мост и его ворота долго служили главным входом в город и выполняли функции защиты.
Защите, в частности служила пара ворот-арок по краям моста, а средняя арка – скорее декоративна. Врагам, таранившим ворота, недостаточно было выбить одну массивную дверь, а приходилось пересекать небольшой внутренний дворик внутри ворот, и выбивать ещё и вторую. Дворик не давал возможности врагам развернуть таран как следует. Однажды ворота, ближайшие к городу, разрушили сами толедцы, чтобы задержать наступление португальцев.
На первой из трех его арок — бронзовая позеленевшая табличка, врезанная в камень. Она выглядит такой же древней, как и все сооружение. Ничто не должно нарушать гармонию исторических памятников — таков принцип испанских архитекторов. Надпись на табличке гласит: «Мост Алькантара, жемчужина Толедо, соединяет в себе три стиля трех разных эпох и народов. Строительство моста было начато римлянами, завоевавшими Толедо во II веке до рождества Христова. В IV веке строительство продолжали вестготы. Завершилось оно в VIII веке во времена владычества арабов...»
Сплав культур и времён в Толедо повсюду, так церковь Cristo De La Luz сначала была мечетью Mezquita Bab-al-Mardum , построенной в 999 году на вестготских руинах. Это очень маленькое здание, всего 8на8 метров. С ней связана своя легенда – когда король Альфонсо VI вошёл в город, его лошадь остановилась перед дверью в мечеть и отказалась двигаться дальше. Луч света помог ему найти спрятанную в стене фигуру распятого Христа. На месте находки король оставил щит , на котором написал: «С этим щитом король Альфонсо VI завоевал Толедо и провёл здесь первую мессу».
Алькасар, который виден из любой точки города, выглядит также, как и во времена Карла V, которому понравилась реконструированная римская крепость, и он решил сделать её своей резиденцией. Но, пожалуй, самая трагичная история, связанная с Алькасаром, произошла уже во времена гражданской войны в Испании. Полковник Хосе Москардо Итуарте (José Moscardó Ituarte) удерживал Алькасар, осаждаемый республиканскими войсками. Осада Алькасара 1936 года стала первым актом в гражданской войне и продолжалась с июля по сентябрь. В распоряжении Москардо оказалось 1300 мужчин, а также члены семей военных - 550 женщин и 50 детей. Также в крепости находились заложники — гражданский губернатор Толедо с семьей и около ста левых активистов.
Оборона Алькасара длилась 70 дней. Осаждённые страдали от нехватки продовольствия: его стало несколько больше после вылазки, в результате которой в соседнем зернохранилище удалось добыть две тысячи мешков зерна. Кроме того, в начале осады в Алькасаре находились 177 лошадей, которые также были использованы в пищу. Вместо соли использовалась штукатурка со стен. Республиканцы взяли в плен 16-летнего сына Москардо и потребовали сдать крепость, иначе они его убьют. Луис попросил отца сдать крепость, на что тот ответил отказом. Современные документы указывают, что республиканцы казнили сына Москардо.
В сентябре они начали взрывать бащни Алькасара. Но на помощь оборонявшимся уже шли войска Франко. После освобождения Толедо полковник Москардо был произведён в генералы , а после окончания гражданской войны был главой военного кабинета Франко (1939). В 1948 Франко присвоил Москардо титул графа Алькасара де Толедо (Conde de Alcasar de Toledo), что сделало его грандом Испании. Генерал умер в в 1956 году и был погребен в самом Алькасаре, среди 124 погибших во время обороны франкистов.
Здание Алькасара было разрушено во время той осады 1936 года, а то, что мы видим сегодня, является полной реставрацией. Сейчас на территории Алькасара располагается Музей оружия, ведь город издавна он считался и до сих пор остаётся городом оружейных мастеров. Знаменитая толедская сталь делается по средневековому арабскому рецепту, а своими клинками Толедо славился еще во времена вестготов. Сейчас мастера Толедо занимаются в основном изготовлением копий известных мечей и шпаг, так как этот товар пользуется особой популярностью у туристов, однако некоторые из оружейников все еще работают на заказ – преимущественно для армий разных стран.
Холодному оружию в Толедо посвящено все. На каждой улице есть своя оружейная лавка, и каждая больше похожа на музей. Рапиры, шпаги, сабли. Щиты, украшенные искусной чеканкой работы настоящих мастеров, ножи с рукоятями в виде львиных и волчьих голов. Почти в любой оружейной лавке можно купить крохотную копию знаменитого меча, который приглянулся вам, но оказался слишком дорогим. Техника украшения оружия, появившаяся вначале 16 века - инкрустации золотом стали с черной эмалью, перешла через три века в ювелирную индустрию. На стальную покрытую эмалью пластину методом гравировки наносился рисунок. Затем в углубления добавляли золотую проволоку, изделие обжигалось и шлифовалось. Позже процесс производства заметно упростился, и от легендарного толедского золота осталось только название.
Этот город, как и толедский клинок, не нуждается в том, чтобы приспосабливаться к переменчивой моде, он сохраняет свою самобытность. Прогулка по Толедо может занять не один день – стоит увидеть и Кафедральный собор Святой Марии, построенный в 12-15 веках, и старейшую синагогу в Евпропе Санта Мария ла Бланка 12 века, и Замок Сан-Сервандо, расположенный напротив Алькасара, и францисканский монастырь Сан Хуан де Лос Рейес, построенный в стиле пламенеющей готики.
По мнению испанцев, у Толедо свой вкус , запах и цвет, причём вкус вполне конкретный. Толедо считается лучшим производителем марципана.
Возможно, кому-то из гонщиков после финиша в Толедо марципановые сладости станут приятной добавкой к сладкому вкусу победы, а кому то помогут сгладить горечь поражения.
Матросова Наталья.
- Комментариев
- (0)
- Просмотров
- (6 972)