- Категория:
- VeloNAME |
- Дата:
- 2-10-2010, 08:30
Главная гонка Лэнса Армстронга
Бывает так, что жизнь человека может изменить один единственный день. Такое случилось и с Лэнсом Армстронгом. Второго октября 1996 года врачи сказали ему, что он болен раком. Это может показаться парадоксальным, но сам Армстронг считает эту дату самой важной в своей жизни – более важной, чем день рождения или любой другой праздник. Как говорит Лэнс, «многие задают мне вопрос о том, как изменила меня болезнь, но лучше спросить меня, что во мне не изменилось». Почти в одночасье он превратился из несокрушимого, как ему казалось, и амбициозного молодого гонщика французской команды Cofidis, имеющего солидный контракт и блестящие перспективы, в человека, начинающего свою жизнь практически с нуля.
Более того, Лэнс открыл для себя, что рак тоже чем-то похож на велогонку. Зависимость от времени. Контроль через определенные интервалы, и бесконечные анализы крови. Разница лишь в том, что при своем диагнозе Армстронг не мог позволить себе проявить нетерпение или отвлечься, поскольку ценой победы или поражения в этой гонке была его собственная жизнь. Такое сравнение подстегивало Лэнса: он вдруг осознал, что одержав победу, сможет добиться и величайшего успеха в своей карьере. Впрочем, думать об этом было пока рано. Лечение только начиналось. И здесь нельзя не сказать о том, какую огромную роль сыграли в жизни Армстронга его родные и друзья, оказывавшие ему бесценную помощь и поддержку в тот трудный период его жизни. Они воодушевляли Лэнса в те моменты, когда он падал духом или пребывал в тягостном настроении.
В те первые дни он, привыкший жить по простой схеме «победа – поражение», часто мучил и себя и докторов одним и тем же вопросом: «Каковы мои шансы?» И всегда получал от врачей примерно следующий ответ: «На счет шансов вам лучше бросить монетку». Наконец, Армстронг понял, что рак – это болезнь, которая не подчиняется обычным законам вероятности. Он осознал, что ни один человек в мире не способен сказать ему наверняка, выкарабкается он или нет. Тогда Лэнс понял, что его единственная возможность заключается в том, чтобы попытаться подавить в себе страх и надеяться на выздоровление. Как говорит в своей книге сам Армстронг, «нет никакой возможности оценить шансы человека, и не надо даже пытаться, потому что мы никогда не можем быть абсолютно уверены в правильности оценки, а ошибка может лишить человека надежды; надежда же — единственное противоядие против страха…» Лэнсу предстояла серьезная операция на головном мозге, четыре цикла химиотерапии, но все же он надеялся на благополучный исход. Не будучи глубоко религиозным человеком, он продолжал верить – в себя, в Скотта Шапиро и Крейга Николса – врачей, которые занимались лечением. Армстронг считал, что сохранение веры является самым важным моментом на пути к выздоровлению.
Спустя некоторое время Армстронг, его агент и друг Билл Стэплтон, а также друзья – велосипедисты, Барт Нэгс и Джон Кориот, вместе с которыми Лэнс гонялся еще в юности, встретились в одном из ресторанов города Остин, чтобы обсудить планы по созданию фонда. В тот же день у них родилась идея о проведении благотворительной велогонки, названной ими «Гонкой за розами». Эта история и положила начало благотворительному фонду, известному сегодня, как Livestrong.
В 1998 году фонд предоставил свой первый грант для проведения научных исследований. Еще через год в рамках фонда появилась объединение его участников, пожертвовавших для борьбы с онкозаболеваниями более 500000 долларов. В последующие три года фонд развивает деятельность по поддержке больных раком в медицинских центрах штатов Техас и Пенсильвания. В 2003 году фонд Армстронга заключает пятилетнее соглашение о сотрудничестве с Центром по контролю и профилактике заболеваний. Начинает свою работу интернет-ресурс livestrong.org.
Знаковым для фонда стал 2004 год. Именно тогда появляются ставшие знаменитыми желтые браслеты Livestrong. Второго октября 2004 года впервые проходит День Livestrong – ежегодно проводимое мероприятие, целью которого является вовлечение в глобальное движение новых единомышленников для оказания поддержки людям, страдающим от онкологических заболеваний. В 2005-2007 году фонд Livestrong значительно расширяет свое участие в национальных программах, сотрудничая с различными медицинскими и исследовательскими центрами.
В сезон 2010 года главной целью американца как всегда было выступление на Тур де Франс. Несмотря на проблемы, возникшие весной, последовавшее на Туре Калифорнии падение, Лэнс подходил к старту Тура, как мне тогда казалось, в очень хорошей готовности. Вспоминая его интервью незадолго до начала Большой петли, когда он готовился в Пиренеях, я отметил про себя, как горят глаза техасца. Это было не похоже на подобное интервью годичной давности, которое он давал в Монако перед своим возвращением на Тур. Да, тогда он, безусловно, испытывал душевный подъем и радость от того, что вновь выходит на старт особенной для него гонки. Сейчас же, как казалось, он готов был осуществить мечту своих болельщиков – побороться за восьмой титул чемпиона Тур де Франс. Конечно, со стороны трудно было оценить в какой готовности подходил Армстронг к Туру, но, думаю, по его настрою было видно, что претендовать на место в итоговой тройке общего зачета было ему вполне по силам.
Я хорошо помню его старт на прологе. После пройденных нескольких десятков метров дистанции, он резко бросил какие-то слова в сторону своей технички, а затем пошел молотить так, что в тот момент мне показалось – мечта воочию увидеть победу Лэнса на Туре может осуществиться. Затем был прокол на брусчатке, и отчаянные усилия Ярослава Поповича, отдавшего все силы, чтобы подвезти Армстронга к группе фаворитов. Ну, а потом случились те самые падения на восьмом этапе, которые поставили крест на надеждах американца войти хотя бы в первую тройку генеральной классификации. Но на подиуме в Париже Лэнса мы все же увидели. И мне кажется, это очень символично, что он стоял на верхней ступени вместе со своими партнерами по команде.
Несмотря на то, что подиум в личном зачете ускользнул от Армстронга, ему все-таки удалось донести до миллионов людей во всем мире свое послание, свой призыв объединить усилия в борьбе с коварной болезнью. Во время Тура, как и на протяжении всего сезона, гонщики Radioshack принимали участие в еще одной программе фонда – I Ride For («Я гоняюсь для…»), целью которой была поддержка людей, больных раком, в разных странах мира. О том, насколько важна глобальная кампания Livestrong, говорит хотя бы тот факт, что в 2010 среди основных причин смерти онкологические заболевания вышли на первое место в мире.
…Заканчивая подготовку материала для этой статьи, я еще раз пересмотрел короткий ролик, посвященный тому этапу до Авориа, и в памяти всплыли кадры трансляции…Лэнс, пунцового цвета. Ободравшийся, зло сплевывая, он поднимается на последний подъем к финишу этапа в сопровождении своих оруженосцев. Он теряет все шансы даже на подиум гонки. В тот день я так и не дождался его традиционного видеообращения к болельщикам после окончания этапа. Мне очень хотелось бы знать, о чем он подумал тогда, пересекая финишную черту. Мог ли отказаться от дальнейшего участия в многодневке? Допускал ли он такую мысль? Не знаю. Позже он скажет, что не мог оставить команду, спонсоров, болельщиков. В общем, довольно обычные слова. Но я допускаю, что в тот момент он подумал в том числе и о тысячах больных раком, которые, возможно, следят за его выступлением на Туре. О том, что для них он стал символом победы над болезнью. О том, что взяв на себя такую ответственность, он не имеет права лишать людей надежды. Потому что надежда – единственное противоядие против страха…Лэнс продолжил бороться, и добрался до финиша своей любимой гонки, победителем которой он становился семь раз подряд. Он больше не вернется на Тур. Но он будет продолжать участвовать в гонках. Не знаю, как долго продлится еще его спортивная карьера. В любом случае хочется пожелать ему новых побед. Особенно – в той гонке, которая началась ровно четырнадцать лет тому назад. Его главной гонке.
Сергей Черезов
- Комментариев
- (5)
- Просмотров
- (10 313)