- Категория:
- VeloRACE |
- Дата:
- 1-04-2011, 21:15
Вы помните, когда впервые услышали о Туре Фландрии? А когда впервые увидели эту гонку? Пять лет назад я увидела, как гонщики пешком преодолевают подъем на Koppenberg, и настолько прониклась этой картиной, что из года в год жду первого воскресенья апреля с особым нетерпением. Эта гонка не только Монумент, это не только живая легенда велоспорта, но это также потрясающе захватывающее действо, это шоу, это отдельно взятый сюжет, которому всегда обеспечены толпы благодарных зрителей: это и те, кто будет смотреть гонку по телевизору, и те сотни тысяч человек, которые выйдут на обочины бельгийских дорог, чтобы своими глазами увидеть хотя бы кусочек этого спектакля, проникнуться его духом, прикоснуться к истории великой гонки.
Как и все Монументы, как и все исторические гонки Тур Фландрии – это уже не просто соревнования, а некое культурное явление, причем распространившееся далеко за пределы Бельгии. Огромное количество людей из разных стран съезжается на любительскую версию Тура Фландрии, да и основная гонка не может пожаловаться на отсутствие иностранных участников, претендентов и победителей. Бельгийцы же, с детства наблюдая сражения великих классиков, относятся к этой гонке с особой сентиментальностью и придают ей куда большее значение, чем времяпрепровождению с банкой пива в выходной день. Организаторы Тура Фландрии, в свою очередь, добиваются включения своей гонки в фонд нематериального всемирного наследия ЮНЕСКО, и вряд ли кто-то будет спорить, что это верный шаг. Такие гонки необходимо сохранять, оберегать и популяризировать даже среди тех, кто вообще смутно представляет себе, что такое велоспорт. Потому что когда гонка – это не только старт, пелотон и финиш, у нее гораздо больше шансов заинтересовать непросвещенных и привлечь неофитов.
Вокруг северных классик, как и вокруг Гран туров, присутствует некий героический ореол: воспоминания о старых временах, о подвигах, о человеческих драмах и триумфах непременно сопровождает подобного рода старты. Есть нечто подлинное в этих старых разбитых дорогах, муках, с которыми гонщики преодолевают крутые подъемы, даже в кровавых ссадинах, которые являются непременным атрибутом гонок на брусчатке. Здесь мало просто жать на педали: чтобы выиграть, надо быть не только самым сильным физически, но и самым умным, самым хитрым, самым стойким и мужественным. И случайных победителей здесь не бывает.
Однако атмосфера, героизм и история – это одна сторона Тура Фландрии, но все это основывается прежде всего на уникальном маршруте этой уникальной гонки. И как на Гран турах есть Альп д’Юэз, Мортироло и Мон Вонту, как на Милан-Сан-Ремо есть Чипресса и Поджио, так и на дистанции Тура Фландрии есть культовые места, которые и определяют его характер. Разумеется, это подъемы Koppenberg и Muur van Geraardsbergen (или Muur-Kapelmuur).

В этом году на дистанции тура Фландрии будет 18 подъемов – на три больше, чем в прошлом году, и Koppenberg – девятый по счету, он начинается через 181 км пути. Напомним его характеристики – высота 64 м, протяженность 600 метров, средний градиент – 12%, но максимальный – 22%. Возможно, эти цифры не были бы такими пугающими, если бы не дорожное покрытие – а в этот подъем гонщикам приходится взбираться по брусчатке. Пробки здесь – привычное дело, и очень часто спортсменам приходится своими ногами покорять вершину, неся велосипед в руках. Деться некуда – узкая дорога зажата между двумя крутыми склонами, нельзя уйти на обочину, потому что ее здесь попросту нет. А со склонов в день гонки будут нависать флаги и разгоряченные болельщики. Прибавим к этому также то, что булыжники здесь практически всегда влажные – особенно в это время года. А в сильный дождь подъем становится практически непроходимым. И именно это делает Koppenberg таким особенным.

На Koppenberg можно выиграть гонку, а можно проиграть ее, даже будучи очень сильным, стоит замешкаться, стоит оказаться глубоко в группе, стоит получить прокол – и все, шансы на достойный результат развеиваются как дым. Здесь, почти за 80 км до финиша происходит серьезный отбор, который сразу же определяет группу фаворитов. И если не испытывать к этому подъему должного пиетета, если не отнестись к нему со всей серьезностью, то даже суперзвезда останется здесь ни с чем, хотя до конца гонки надо будет проехать еще много километров. Если претенденту не удалось отобраться в число первых 50-ти человек в группе, то ему больше нечего ждать в этот день, эта брусчатка, уходящая вверх, за которой даже не видно неба, перечеркнет его надежды.

Koppenberg уже стал настолько мифическим, что трудно поверить, что он появился на дистанции Тура Фландрии только в 1975 году. Покрытие на подъеме было тогда еще хуже, дорога – еще уже и гораздо грязнее, так что уже с самого начала Koppenberg заработал себе дурную славу. Однако происшествие 1987-го года, когда на чудовищно узком подъеме под колесами судейской машины чуть не погиб гонщик Джеспер Скибби (Jesper Skibby), заставило организаторов пересмотреть маршрут, и на 15 долгих лет Koppenberg «ушел на покой».

Подъем вернулся в гонку только в 2002 году после значительной реконструкции. Но и на этом мытарства знаменитого подъема не кончились: после того, как в 2006 году всего несколько человек сумели преодолеть его в седле, а остальным пришлось идти пешком, в 2007-м году его снова исключили из Тура Фландрии и в очередной раз немного реконструировали, чтобы вернуть на дистанцию спустя год. Но многочисленные переделки и расширения дороги не мешают этому подъему оставаться самым серьезным препятствием на дистанции Тура Фландрии.

Секрет успеха на Koppenberg – оказаться у его подножия в голове пелотона. Борьба за позицию начинается еще за 10 километров – на подъеме Oude Kwaremont: если оказаться впереди там, то больше шансов удержаться впереди и на последующих Paterberg и Koppenberg. Хотя, разумеется, это будут сложные 10 километров, и борьба не прекратится ни на минуту. И после прохождения Koppenberg – тоже. Впереди останется еще девять подъемов, и среди них – знаменитый Muur van Geraardsbergen.

Про Muur van Geraardsbergen (его еще называют Muur-Kapelmuur), предпоследний на дистанции Тура Фландрии, говорят, что 92 метра этого подъема отделают гонщика от того, чтобы войти в историю. Часто эти метры определяют, кто же станет победителем всей гонки в целом. Так было в прошлом году – вы помните ту атаку Фабиана Канчеллары? И все это на глазах самых страстных, самых преданных, самых разгоряченных фанатов, для которых велоспорт - религия, а Тур Фландрии и этот подъем – святыни, такие же, как возвышающаяся на вершине холма церковь.

Еще раз вспомним характеристики этого подъема: высота 82 м, протяженность 1075 м, средний градиент – 9,3%, максимальный – 19,8%. Впервые он появился на Туре Фландрии в 1950 году, но спустя три года был исключен из маршрута в пользу восхождения на Kloosterstraat в другой части города Гераардсбергена. Но в 1970-м году Muur (в переводе с фламандского – «стена») вернулся, и с тех пор представить Тур Фландрии без него просто невозможно.

Здесь уже не приходится говорить о толчее и необходимости оказаться впереди: к моменту достижения этого подъема, группа не просто значительно поредеет, а от нее практически ничего не останется. Если мы опять вспомним прошлый год, то там на Muur van Geraardsbergen первыми прибыли лишь двое – Фабиан Канчеллара и Том Боонен, а спускались они уже и вовсе по одному. Это восхождение не подразумевает толпы и суеты: все начинается от железнодорожного моста, потом следует короткий спуск, мост через реку Дендер – а дальше пешеходная зона Brugstraat, выложенная плитами, отсюда градиент постепенно нарастает и нарастает, один за другим следуют резкие повороты, - и начинается реальный Muur, настоящее испытание. Становится все круче и круче, прибавим сюда повороты и брусчатку… И толпы людей по обочинам – это их место, они годами приходят сюда, чтобы увидеть шоу! Здесь же, у дороги, бронзовый велосипед в честь Тура Фландрии, здесь же выставка фотографий, здесь же в камне выбито посвящение Эдди Мерксу, здесь же кафе под названием Flandriens. Это поистине священное место. Правда, скорее всего, не для тех, кто, превозмогая боль, несется (или ползет) к вершине, - во всяком случае, не в эти бесконечные тяжелые минуты. Потом, после победы, - да. Но вряд ли даже у Канчеллары есть силы хоть на миг задуматься о легендарности этого жестокого подъема во время его прохождения.

Но Muur еще более или менее проходим до тех пор, пока гонщики не выезжают из-под сени деревьев. Здесь, на вершине, нет зданий – слишком крутой уклон, сюда нельзя проезжать на автомобилях, и этот запрет снимается только в день гонки для машин сопровождения. Это сама сущность подъема, сама сущность Тура Фландрии – голое пространство, мощенное брусчаткой и подвластное только велогонщикам. Правда, брусчатка здесь относительно новая – ее заменили в 2004-м году, причем старую продали по цене 2,5 евро за булыжник – это и компенсировало ремонт. Многие, конечно, считают, что вместе с этим ремонтом ушла частица старого-доброго духа Muur van Geraardsbergen, но это по-прежнему очень сложный и коварный подъем. Самый трудный его участок приходится почти на самую вершину – здесь градиент достигает почти 20%: сначала подъем становится довольно пологим, но новичку не стоит обманываться – впереди последний отрезок, так называемый Kapelmuur. Здесь тот, у кого еще есть силы, может нарастить свое преимущество, а тот, у кого их уже нет, - попрощаться со своими надеждами. Примерно так и произошло на прошлогоднем Туре Фландрии. Ну а дальше – последний подъем и финиш гонки. Кажется, что до него совсем не далеко. Но и беглецу, и преследователям, и тем, кто просто решил выжить в этой гонке, стиснув зубы, эти километры наверняка кажутся бесконечными.

Это лишь два из восемнадцати подъемов предстоящего Тура Фландрии, два крошечных отрезка на 258-ми километрах дистанции, но с каким нетерпением мы ждем именно этих моментов и как мечтаем увидеть там нечто эпическое! Вполне возможно, что так и произойдет – судя по погоде, которую обещают синоптики на ближайшее воскресенье как в стартовом городе Брюгге, так и в финишном Нинове: не больше 14 градусов тепла и дождь. А в дождь Тур Фландрии становится вдвое сложнее, вдвое коварнее, вдвое зрелищнее и опаснее.
Нужно ли подробно рассматривать и взвешивать шансы тех, кто в воскресенье будет претендовать на победу? Вряд ли: их имена нам прекрасно известны: это Фабиан Канчеллара, Том Боонен, Хуан-Антонио Флеча, Филипп Жильбер, Филиппо Поццато, Стиин Девольдер, Алессандро Баллан, Хайнрих Хаусслер, Тор Хушовд, Джордж Хинкепи, Ник Нюенс и другие гонщики. Будучи в отличной форме, без падений и каких-либо технических проблем, а также с определенной долей удачи, каждый из них может оказаться на подиуме. Но даже самого подготовленного спортсмена на пути к победе может остановить множество обстоятельств: поломки, завалы, погода, рваный ритм гонки, собственная недальновидность, собственная неопытность. На каждой гонке есть победители и проигравшие, и случается такое, что фавориты и аутсайдеры на финише меняются местами. Поэтому нам остается только дождаться воскресенья, чтобы провести несколько напряженных часов у телеэкрана, наблюдая, как на наших глазах в 95-й раз в истории разворачивается крупномасштабное спортивное и общекультурное зрелище – Тур Фландрии.
Кузьмина Галина
P.S. А сайт VeloLIVE.сom в свою очередь предлагает вам, дорогие читатели, попробовать свои силы и сразиться за победу в Турнире прогнозистов, который проводится на нашем форуме. Изучайте правила, оставляйте прогнозы, вступайте в команды, играйте, выигрывайте, находите друзей и единомышленников! Также в день гонки вас ждет текстовая трансляция на нашем сайте. Присоединяйтесь!
- Комментариев
- (16)
- Просмотров
- (10 128)