- Категория:
- Олимпийские Игры |
- Дата:
- 11-07-2016, 07:00
Симона Крупецкайте: «Не надо сравнивать «Ламборгини» и «Порше»!
Литву на олимпийском велотреке в Рио будет представлять лишь одна спортсменка. Зато какая!
Не буду утомлять читателя долгим перечислением всех ее титулов и достижений, а просто дам вам дружеский совет: «Заезды Крупецкайте вы не пропускайте! Вам будет потом, чем гордиться – Симона летает, как птица».
На соревнования в столицу России Симона приехала всей семьёй – с мужем и наставником Дмитрием Леопольдом и сынишкой Максимилианом…
РАЗМИНКА
- Симона, доводилось ли вам бывать в стране, где, если верить одному прекрасному фильму про здоровающуюся тётю, «водится много-много диких обезьян»?
- Нет, я не была в Бразилии.
- Один известный игрок сборной России по футболу заявил, что в Бразилии говорят на бразильском языке. Согласны с ним?
- Не согласна, такого языка нет. Может быть, на испанском?
- А вот и нет! Это бывшая португальская колония… Можете навскидку назвать имена трех известных бразильцев?
- Знаю их самого великого футболиста – Пеле. И еще одного, сейчас вспомню…
- Гарринча? Зико? Роберто Карлос? Неймар? Роналдо?
- О, Роналдиньо!
- Как мы помним из популярной книги, для Остапа Бендера Рио – это прежде всего город, в котором «полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах». А с чем у вас ассоциируется Рио-де-Жанейро?
- Хаос, бардак, суета. Много людей и полуголых детей, маленькие покосившиеся домики, беднота, живущая в фавелах. Ещё гора, статуя Иисуса. Всё это я видела в кино, не вживую, естественно. А в фильмах режиссёры, преследуя свои цели, часто утрируют, искажают действительность. Тяжело судить, пока не увидишь всё своими глазами. Лучше, по-моему, сначала создать своё мнение о стране, а потом сравнить его с увиденным.
- В Бразилии сейчас свирепствуют довольно гадкие комарики. Не боитесь страшного вируса или вы человек ЗИКАлённый?
- Знаете, я очень серьёзно изучала этот вопрос. Меня успокоили слова врача нашей литовской сборной, который сказал, что этот вирус Зика уже достаточно давно существует, и он не так страшен, как об этом по непонятным причинам кричат некоторые журналисты. Медики озабочены этой проблемой уже лет десять. Вакцины, по-моему, пока нет, доктора рекомендуют предохраняться, как от обычных комаров. Похоже, власти так озаботились всеми аспектами безопасности участников и гостей Олимпиады, что просто раздули мыльный пузырь на ровном месте. Конечно, чуть-чуть всё равно задумываешься, когда в прессе такая волна поднялась. Обычно люди боятся того, чего не знают, но лично меня наш врач успокоил.
- Что для вас как спортсмена значат Олимпийские игры?
- Для меня не как для спортсмена, а как лично для Симоны Олимпиада – это неудача. Сколько раз я была на Играх в шаге от пьедестала! Каждый раз, когда я на них еду, от меня ждут медалей, но я постоянно остаюсь с носом. Это как для человека Симоны. А как для гонщицы Симоны Олимпийские игры – это как бы война. Война политиков, спортсменов, тренеров. В хорошем смысле этого слова. И я точно знаю, что один в поле не воин, на хорошее выступление должна работать вся команда. Я в Афины ехала, как один-единственный воин, в Пекин уже ехали с Димой, начинающим тренером. Два совсем зелёных вояки! И, конечно, в Лондоне на меня была очень большая ставка. Был жуткий мандраж. И так бывает всегда, если вся страна смотрит на тебя через лупу и ждёт: «Ну, давай, давай!» А что давать, когда давать уже нечего и нечем?!
Сейчас я собрала вокруг себя достаточно хорошую команду, в которой есть двое мальчиков. Эти ребята помогают мне в тренировках, я уже не одна. И Диме как тренеру я доверяю теперь намного больше. Вся работа лежит на нём, у меня уже отвлекающих факторов нет. Есть массажист, физиотерапевт, отличный, умный, начитанный, талантливый человек. И врач сборной Литвы начал со мной работать. Теперь я поеду не одна, и уверенности стало больше. Спортсмен – не только голая сила, важную роль играют и грамотная подготовка, и восстановление. Как на бриттов, так и на австралийцев работают целые университеты. И о чём тут говорить, когда ты идёшь один и пытаешься что-то сделать. Это бесполезно!
- Куда поедете готовиться?
- Мы поедем в Колумбию, улетаем туда всей семьёй в начале июля. Хорошо там! Вкусная еда, фрукты, замечательный воздух, высокогорье. Будем в Боготе, поживём на высокогорье, может, это пойдёт нам на пользу. К тому же акклиматизация там мне даётся легко.
ОСНОВНАЯ РАБОТА
- Расскажите об основных вехах на вашем пути к национальной сборной.
- Я пришла в велоспорт в 1994 году, мне было 12 лет. Меня пригласил мой первый тренер Альвидас Сургаутас. Я жила в маленьком городишке Утена. Там я начала тренироваться на шоссе, потому что у нас, в отличие от России, ранней специализации нет. У нас сначала все едут на шоссе, а потом уже выбирают или трековое направление, или шоссейное. Альвидас Сургаутас – очень хороший, грамотный тренер, он относился ко мне очень внимательно. У меня было сильное сердце, хорошее кровоснабжение, поэтому никаких неполадок со здоровьем не наблюдалось. Я часто заезжала «в призах» на шоссе. И когда тебе наступает 18-20 лет, то уже надо думать про элитный спорт, выбирать, по какой дорожке ты пойдёшь. Тогда мой первый тренер отправил меня в Паневежис. Там находится основная женская школа по велоспорту в Литве. Там работают тренеры сборных на шоссе, на треке. Я в 1999 году поехала туда, меня взял тренер Антанас Якимавичюс. Он был больше склонен к треку…
- На ваше счастье!
- Да, на моё счастье и удачу. Правда, он был темповиком. В то время в республике не было тренеров по спринту, вот Дима Леопольд – первый.
И потихоньку, продолжая тренироваться на шоссе, я пробовала на треке. И в 2000 году я впервые участвовала в чемпионате мира по юниорам на треке. Все ставки были на темповые виды, но оказалось, что «пятисотку» я проехала лучше, чем «преследку». Антанас предложил – давай тебя попробуем на спринт. Потом по своим знакомым начал искать, кто поможет. Я полгода тренировалась у тренера Оксаны Гришиной Владимира Соболева, потом перешла к Владимиру Леонову, где тренировалась вместе с Дмитрием год или полтора, а позже – к Станиславу Соловьёву. По всем прошлась, от каждого что-то почерпнула. В то время в Москве проходил отбор в центр подготовки UCI, куда брали перспективных спортсменов. Но меня не взяли! Посчитав, наверное, что я не перспективная. Так я и осталась в Москве до 2008 года. Со Станиславом Соловьёвым начала тренироваться где-то в 2002 году, там же занимался и Дима, мой нынешний муж и наставник, моя звезда. И Наташа Цилинская, и Светлана Гранковская ... Тогда, пожалуй, и начался мой звёздный путь, потому что я попала наконец к более-менее профессиональному тренеру, работающему со взрослыми спортсменами. Ведь у Владимира Соболева была группа «маленьких» и у Владимира Леонова тоже начальная. В один прекрасный день мы с Димой вдруг поняли, что или надо уходить от Соловьёва, потому что застряли, результаты не растут, или вообще завязывать со спортом. Мы же с Димой встречались, поженились.
- Долго ваш роман длился?
- Начали встречаться где-то в 2003-м, а спустя два года поженились. Потом в 2008 году мы решили, что надо попробовать сделать что-то самим. Дима тоже занимался у Соловьёва и как-то раз осознал, что эта методика ему не подходит. Попробовал потренировался так, как сам думал, – тогда результат вырос. И мы решили, что нам нечего оставаться на этой ступени, в стагнации никакого смысла не было. Или пан, или пропал! Так мы и ушли. К чемпионату мира-2008 я уже готовилась под руководством Димы. Там завоевала два «серебра». Начало было сильное, но потом подошли Олимпийские игры. Навалился страх ответственности, та Олимпиада была очень сложной психологически...В конце концов с неудачей мы смирились, начали тренироваться дальше. Потом установили парочку мировых рекордов, взяли парочку чемпионских маек.
- Сколько всего в гардеробе чемпионских маечек на сегодняшний день?
- Чемпионата мира пока две только, чемпионата Европы тоже или две, или одна, точно не помню…
- А национальных?
- О! Эти я даже не считаю.
- Наверное, в одном шкафу не помещаются…
- Нет!
- Из всех многочисленных наград, какая самая дорогая медаль? Или одной такой нет, все выстраданные?
- Есть самая выстраданная! Это, конечно, золотая медаль в «пятисотке». В тот день, когда я её выиграла, было столько отдано сил. Она мне очень тяжело далась, надо было очень-очень-очень много работать, и оно того не стоило. Это было в польском Прушкове, в 2009 году. Вроде бы всё хорошо, но я приехала домой, сидела на диване и плакала. Была такой уставшей – ни духа, ни сил, что мне ничего уже было не надо. Иногда мне кажется, что эта медаль даже меркнет, пропадает, потому что позитивные эмоции сливаются с негативными. Причём негативных было больше, чем позитивных. Именно поэтому это «золото» вызывает так много чувств.
- Симона, а какой старт у вас был самым запоминающимся?
- Много гонок, которые врезались в память. Конечно, когда берёшь медали, всё окупается, застревает, остаётся в памяти. Таких моментов, к счастью, в моей карьере было достаточно. Если выделить что-то одно…
- …можно обидеть остальных! Скажите, а какой породы ваши нынешние «кони»?
- Сейчас езжу на французском велосипеде Look, очень рада ему. До этого каталась на австралийском BT. Теперь мне больше нравится Look, он другой, хотя оба очень хорошие. Но это как сравнивать «Ламборгини» и «Порше» – дело вкуса. На днях ко мне придёт самый новый Look. Той самой марки, на котором сейчас ездит Франсуа Первис. Он будет легче. Думаю, я достаточно хорошо на нём буду выглядеть на Олимпиаде. Тьфу-тьфу-тьфу!
- А есть ли у них какие-то прозвища, шутливые имена? Может быть, спасибо им говорите после отличной гонки?
- Имён не даю, но велосипед люблю и уважаю, и погладить можно, если заслужил. И вообще стараюсь его не обижать.
- Тяжёлый хлеб у велосипедистов, горький, или вы с этим высказыванием не согласны?
- Не могу сказать, мне не с чем сравнивать, потому что всю жизнь только этим и занимаюсь.
- А кроме велосипеда, другими видами спорта на досуге занимаетесь?
- Нет. Просто некогда.
- А если всё-таки выдалась минутка, смотрите спортивный канал?
- На данный момент телевизор смотреть времени нет абсолютно. Да, мне очень нравилось бобслей смотреть, самой хотелось бы попробовать. Там тоже сила и скорость!
- Даже чистый спринтер, который не может, в отличие от темповика, на шоссе медалей подзаработать, всё равно имеет возможность озолотиться за год не один раз. А футболист, даже если из трусов выпрыгнет, может в сезон получить только одну медаль. Как думаете, футболисты из-за этого вам завидуют?
- (смеётся) Думаю, нет! У них так много матчей и разных вознаграждений за каждую удачную игру.
- Досуг на сборах в мою спортивную пору не отличался особым разнообразием – книги, преферанс, реже покер, да телевизор в гостиничном холле один на всех. А у вас, «поколения next»?
- Всё свободное время забирает сын. Я очень сильно ценю время, проведённое вместе с ним. Я даже с тренировки быстрее еду, чем надо, лишь бы на пять минут дольше с ним пробыть. Когда он с бабушкой дома, а я на соревнованиях, то читаю книги. Я всегда беру с собой электронную книгу или простую, прочитываю обычно за неделю. А так времени нет, только если вещи погладить...
- Вы изрядно поколесили по миру. Какие страны понравились больше всего?
- Однозначно сказать не могу. Мне очень нравится в Колумбии только потому, что там душевные, дружелюбные люди. У нас там давным-давно живёт знакомая семья, они тоже связаны с велоспортом. Мы общаемся, узнаём Колумбию изнутри. Когда приезжаешь в страну и видишь её только из окна автобуса, как, например, Китай, сделать выводы нельзя. Мне очень хотелось выйти из автобуса и зайти к какой-нибудь семье, посмотреть, как они на самом деле живут. На данную минуту душа расположена к Колумбии, я влюблена в эту страну, там по-настоящему отдыхаешь.
- Какой самый красивый город на свете?
- Не знаю, я такого не видела.
- В жизни любого спортсмена важную роль играет питание. Есть ли разница в вашем меню в соревновательные дни и подготовительный период?
- Нет разницы.
- Проблемы с весом бывают в ту или иную сторону? Или вы постоянно держите боевой вес и их не испытываете?
- Было, что вес сильно упал после родов, когда кормила ребёнка. Но я не переживала, было легче ехать. И каких-то сверхзадач я перед собой не ставила. Сейчас всё вернулось, нужные спринтеру килограммы пришли. Большой разницы в весе – кило плюс, кило минус – у меня не бывает.
- Знаете, мне трудно выступать в роли эксперта. Как мне кажется, на треке детей больше стало. Но это субъективно, я ведь на пальцах их не считаю. Тем не менее, видно, что само понятие о треке, о спринте, о подготовке детишек в республике меняется, как меняются и сами тренеры. Появляются маленькие дети на треке, раньше ничего подобного не было.
- Как вы думаете, от развала СССР спортсмены выиграли? Или этот вопрос для вас неактуален, потому что вы непременно вошли бы и в олимпийскую сборную Союза?
- Тяжело сказать – выиграли или нет. Большая страна как бы заставляет спортсменов больше работать, сильнее бороться. Острая конкуренция даёт сильным людям реальный шанс пробиться. А у нас их мало. С них меньше требуют – не пришёл на тренировку, и ладно, завтра придёт. Это прощается, это не замечается. Это самый большой минус, который развивает у спортсменов совсем не спортивный характер.
- Вы готовить любите? Или не царское это дело?
- (смеётся) Может быть, любила бы, если б было время. Раньше я часто готовила, я люблю экспериментировать на кухне.
- А гостей принимать?
- Я очень устаю от посторонних людей в своём доме. Хотя, в принципе, люблю с людьми общаться. У меня мало друзей, потому что в моём понимании друг – это доверие. Приглашать к себе домой незнакомых людей, чтобы тратить драгоценное время на болтовню-трепотню, – слишком большая роскошь! Мне это просто неинтересно.
- Вы сколько языков знаете?
- Один – хорошо, литовский. Русский прилично. Могу объясняться на английском и испанском.
- А думаете по-литовски?
- Зависит от контекста, от моего окружения. Думаю и на русском, и на литовском. Русский язык хорош тем, что в нём больше слов. На литовском языке мне даже иногда тяжелее выразить свою мысль.
- Дмитрий литовским овладел?
- Да, спокойно по-литовски разговаривает, легко общается.
- Чтобы подчеркнуть красоту и силу спортсменов, в некоторых видах спорта дальновидное руководство приняло ряд нововведений. Так, фехтовальщики сменили сетчатые маски на прозрачные, волейболистки щеголяют на площадке в кокетливых мини-юбочках, а в пляжном волейболе длинноногие девушки вообще играют в бикини. Не пора ли устроить какую-нибудь модную революцию в велоспорте? Например, ввести для гонщиц велотуфельки на шпильке?
- (смеётся) Велоспорт тоже, хоть и медленно, но идёт по этому пути – уже пришёл к ярким, бросающимся в глаза цветам в одежде. Можно, к примеру, шлем разукрасить, как я делала в своё время.
- Я с большим удовольствием наблюдал за одной симпатичной литовской «велорикшей», которая в Крылатскои возила «клиента» на своих плечах. При таких-то генах сын будет велогоном, или вы Макса туда не пустите?
- Нет такого, чтобы я против была. Если захочет, то ради Бога!
- Со стороны уже сейчас видно, что предрасположенность к спорту есть – подвижный, резкий, сообразительный, заводной.
- Мы уже шутили на эту тему: если, мол, Макс со стольких лет на велике начнёт гоняться, то ходить не сможет, у него мышцы по-другому будут сформированы.
- Какой язык ему легче даётся? Он ведь растёт двуязычным?
- Сейчас, пожалуй, русский. И бабушка много времени с ним проводит, по-русски разговаривает. И мультики на русском смотрит. Потому что, во-первых, на литовском языке и выбор меньше, и, во-вторых, мне самой русские мультики больше нравятся.
- Кто – вы или Дмитрий – первым признался в любви?
- Никто, по-моему, не признавался. И так всё было ясно…
- Настоящий семейный «командный спринт»! Когда всё понятно без слов…
- Вы правы.
ЗАКАТКА
- Симона, что для вас велосипед – кормилец, гид по миру или злобный мучитель, спрут, присосавшийся намертво и не отпускающий на волю уже много лет?
- Знаете, вы сказали всё, что можно сказать про велосипед. Всё в моей жизни было, это я могу сказать на сто процентов. Не так давно был даже третий вариант…
- Пройдут годы, надеюсь, много-много-много лет, и вы с профессиональным велоспортом завяжете. Начнете потом самоутверждаться на ветеранских покатушках? Будете ездить только для здоровья или повесите велик в глухом чулане и забудете про него, как кошмарный сон?
- На данный момент у меня нет ни малейшей неприязни к велосипеду. Я люблю покататься с Максом, когда на это есть время. Или вместе с ним, когда он на кресле сидит. Или по-другому: он – на своём велосипеде, а я – на своём. Вряд ли я когда-то смогу велосипед возненавидеть.
- Завершив спортивную карьеру, свяжете свою дальнейшую жизнь с вело? Или в жизни есть и другие интересы?
- Тяжело сказать, потому что первая мысль и желание, - родить ещё одного ребёнка или парочку…
Николай ПАРИЛИН
Фото Влад БОГОМОЛОВ
- Комментариев
- (2)
- Просмотров
- (7 246)