- Категория:
- Олимпийские Игры |
- Дата:
- 10-06-2016, 07:00
Никита Шуршин: «Спринт – это скорость и дерзость»
В таком сумасшедшем (в хорошем смысле слова) виде как кейрин Россию на Играх в Рио будет представлять Никита Шуршин. В спринтерскую элиту этот парень ворвался стремительно…
РАЗМИНКА
- Никита, доводилось ли вам бывать в стране, где, если верить одному прекрасному фильму про здоровающуюся тётю, «водится много-много диких обезьян»?
- Нет, в Бразилии я еще не был, не удосужился.
- Один известный игрок сборной России по футболу заявил, что в Бразилии говорят на бразильском языке. Согласны с ним?
- Ох, не знаю. Может, и существует где-нибудь в дебрях Амазонии какой-то неизученный и загадочный бразильский язык. У нас, к примеру, в УОР есть парень из Башкирии, но в его населенном пункте говорят по-марийски.
- Можете навскидку назвать имена трех известных бразильцев?
- Нет.
- Это означает, что футбол вы не любите и не смотрите.
- С детства не моё, хотя ребята часто звали на воротах постоять. Видел не раз, как футболёры после легкого столкновения по полю катались, будто им все кости переломали, а потом вскакивали и носились, как горные козлы. Так что по мне не мужской это вид спорта. Хоккей – вот это да!
- Как мы помним из популярной книги, для Остапа Бендера Рио – это прежде всего город, в котором «полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах». А с чем у вас ассоциируется Рио-де-Жанейро?
- Не имею представления. Пока. Я настолько люблю свою родину, что когда приезжаю в Европу, к примеру, там все города мне кажутся какими-то серыми. Может быть, кроме Парижа и Лондона.
- Уверен, что после поездки в Рио ассоциаций у вас будет хоть отбавляй…
- Ну да, когда куда-то приезжаешь впервые, впечатления всегда остаются. Но потом всё приедается.
- В Бразилии сейчас свирепствуют довольно гадкие комарики. Не боитесь страшного вируса или вы человек ЗИКАлённый?
- Сейчас мы не видим всего этого, заостряем внимание только на тренировках, отдыхе, питании. На другое не заморачиваемся. Помню, прилетели как-то в Гваделупу. Тоже в аэропорту вывеска-«страшилка» про Эболу висела, но мы спокойно относимся к таким «мелочам жизни».
- Что для вас как спортсмена значат Олимпийские игры?
- Цель. Давняя мечта. Самая-самая. Показать себя в лучшей форме, проявить себя, отдать борьбе все силы.
- Где будет проходить подготовка к Рио?
- Сейчас на гонки в Литву поедем, в Паневежисе будут такие же международные соревнования, как наш московский «Мемориал Лесникова». Потом продолжим подготовку в Серпухове, как раз между Тулой и Москвой, там хорошая база, все условия, мы там каждый год готовимся. Спортивная база «Красные крылья», село Васильевское.
ОСНОВНАЯ РАБОТА
- Расскажите об основных вехах на вашем пути к национальной сборной.
- Пришёл в велоспорт не по собственному желанию. У меня есть старший брат, но наши интересы практически не пересекались. Он шёл своей дорогой, уже ходил на тренировки, а я любил с друзьями погулять, на велике покататься для собственного удовольствия. Меня на всё лето родители в деревню отправляли – крутил там, вертел педали. Я не имел представления, что есть, оказывается, такой вид спорта. И тут мне сказали: хватит уже балду гонять, давай с братом иди в велоспорт. Просто попробуешь. Пришёл, на станке покрутил день, два – зимой дело было. Так, особо не напрягаясь. Честно скажу: не сильно понравилось, скучновато. Через какое-то время сказал маме, что хочу в деревню. Там, мол, тоже можно на велосипеде кататься плюс опять же рыбалка. Родители спортом никогда не занимались, но вместе с тренером Ираидой Васильевной Слюсарь мозги мне быстро вправили...
Я втянулся в тренировки. И вдруг тренер заявила, что скоро начнутся мои первые соревнования. Я ужасно перепугался - какие еще соревнования, я же пришёл просто на велосипеде покататься! Это уже потом я начал разбираться в схемах гонок. У меня поначалу не было определённого выбора – либо спринт, либо темп. Ехал всё – гонка преследования, парная, километр. Постепенно остановил своё внимание на спринте. Когда начались юношеские первенства России, начал тихонько на пьедестал подниматься, стабильно завоевывать медали. Третье место, второе, затем и первое. По старшим юношам тоже стал призовые места брать, а затем уже регулярно выигрывать начал.
Ираида Васильевна меня познакомила со Станиславом Васильевичем Соловьёвым. Он тогда уже моего брата тренировал. И мне сказала: «Тебя никому в Туле не отдам, пойдёшь только к нему».
Потом я на сборы в Киргизию с ним поехал, ничего ещё не понимал, что это такое, с чем его едят. Катался на шоссе, на треке, ничего в общем-то не соображая.
Многократная мировая чемпионка Наталья Цилинская тоже там была. Она часто ругала меня, замечания делала – смены неправильно даёшь, ямы неправильно объезжаешь, не знаешь, где ветер дует, не знаешь, как правильно сидеть в команде.
Со временем я освоился, со старшими ребятами покатался. А когда несколько гонок выиграл, мне сразу велосипед дали, желтый Look.
В первый год в юниорах, так уж сложилось, остался вообще без тренера. Вернулся в Тулу, но был сам по себе, ни к кому не привязан. Потренировался месяца два – результата нет.
Потом был отбор на первенства Европы и мира, но я туда не отобрался. Надо было что-то срочно решать. Брат на тот момент раньше меня оказался в Москве у Сан Саныча Толоманова и Владимира Кирильцева. Мы обсудили проблему, можно ли мне тоже приехать в Москву. Вопрос решился положительно. В столице меня приняли хорошо. Сразу поехал на сборы в Серпухов.
За короткий срок набрал неплохую форму. Трижды бил юниорский рекорд мира. Но на «мире» мне это не удалось. Немец Макс Нидерлаг побил. В 2011 году на первенствах Европы и мира взял бронзовую и серебряную награды…
- Самая дорогая и памятная медаль?
- Самые весомые медали – два «золота» с андеровского первенства Европы-2014 и «бронза» в «итальянке» в элите тоже на чемпионате континента в Гваделупе. До медалей чемпионатов мира пока не дошёл. Но два года подряд, для меня это важно, мы занимали на мировых форумах 4-е место в командном спринте. В шаге от подиума были, «десятку» проигрывали.
- Счёт титулам ведёте? Сколько, например, у вас золотых медалей чемпионатов России?
- Так сразу не скажу, потому что никогда не считал. Думаю, что четыре или пять.
- Самый запомнившийся старт.
- Во-первых, «золотые» старты на андеровской Европе. Во-вторых, заезды на этапе Кубка мира в Новой Зеландии в кейрине, где я четвертым финишировал. И чемпионат мира в 2015 году во Франции. Пятым я там был.
- Ваш «железный конь» какой породы?
- Французской. Карбоновый Look.
- А есть ли у него какое-то прозвище, как сейчас говорят школяры, «погоняло»? Я, к примеру, свой новенький «Старт-шоссе» уважительно называл «Старшиной». Эх, давно это было…
- Нет, у меня «конь» безымянный.
- Но ведь любимый?
- Конечно!
- Перед ответственным стартом по холке его не треплете, ласковых слов не говорите?
- На ушко ничего ему не шепчу, не приходилось. Но перед Олимпиадой что-нибудь важное точно скажу, чтобы «конь» проникся и помог дать всем жару.
- Будь ваша воля и неограниченный бюджет, какого «жеребца» из всего мирового табуна вы бы себе выбрали?
- Всё равно выступал бы на Look.
- Перед гонками на шоссе обслуживающий персонал по полной затаривается в супермаркетах мармеладом, бананами, колой и прочими сладкими вкусняшками. Лично я ни разу не видел, чтобы «массарики» в ночь перед стартом заворачивали в фольгу хрен или редьку. У вас, трековиков, в боксах тоже сластей навалом, словно в кондитерской. Несмотря на это, существует устоявшееся мнение, что хлеб велогона горек. А вы как считаете?
- Конечно, труд у нас тяжелый. Есть стереотип, что спринтеры вообще ничего не делают – якобы ускорился разок и сиди, полдня кури бамбук. Но если покопаться в нашей подготовке, мы не только на соревнованиях, но и на тренировочных сборах ежедневно отдаём всё, что есть. По многу раз! У других посмотришь: что на треке, что на шоссе покатались в хвосте группы – вот и вся тренировка. Но горьким я бы хлеб велосипедиста всё равно не назвал.
- А нет ли у вас малюсенькой зависти к темповикам, которые могут не только на треке, но и на шоссе за медали бороться? А вы – чистый спринтер, хотя начинали, как универсал.
- Зависти нет точно. Честно скажу, почему мне вообще нравятся спринтеры. Не только за то, что быстрые, резкие, дерзкие, а в первую очередь за то, что сами спринтеры – ребята крупные, рельефные, сильные. Атлеты, мужики! А темповые гонки, если честно, я даже по телевизору не смотрю.
- В баскетболе приблизительно так – сверху вниз – центровые относятся к разыгрывающим. Как они говорят, к «мелким», хотя те ростом за 190.
- Нет-нет! Я не считаю, что у темповиков работа полегче, я их труд уважаю. Но если бы в машине времени перенесся в детство, всё равно выбрал бы только спринт!
- Назовите три вида спорта для ваших рук и ног. Кроме родного велоспорта, естественно. Может, баскетбол или пляжный волейбол? Рост вам точно позволяет. Или, к примеру, боулинг или бадминтон? Или высокоинтеллектуальные стоклеточные шашки для головы? Если, конечно, это по технике безопасности не запрещено во избежание потенциальных травм.
- Нет, просто времени на другие виды не хватает. Хотя в школьные годы любил бегать. И вроде неплохо получалось. И в шашки в детстве играл. Вот в шахматы, к своему стыду, до сих пор играть как следует не научился. Знаю только, как какая фигура ходит.
- А для глаз и, пардон, попы? Лежа на диване, что на спортивных каналах обычно смотрите?
- Хоккей, биатлон, лыжи, лёгкую атлетику. Шоссейные гонки не люблю смотреть. Они едут-едут-едут. Я не могу сидеть перед телевизором два-три-четыре часа, пока они километры накручивают. Да и на треке, согласитесь, групповые гонки часто сплошная нудятина.
- В России в игровых видах спорта можно из трусов выпрыгивать, но больше одной золотой медали в году не завоюешь. Вы, велогоны, на летних и зимних чемпионатах страны в течение года можете озолотиться раз десять. Как вы думаете, футболисты вам завидуют?
- У всех спортсменов свои приоритеты: кто-то за медалями в спорт идёт, кто-то за финансами. Есть ли зависть или нет, не знаю. Я никогда над этим не задумывался. Но не исключаю, что некоторые футболисты о существовании велоспорта даже не подозревают.
- Досуг на сборах в мою спортивную пору не отличался особым разнообразием – книги, преферанс, реже покер, да телевизор в гостиничном холле один на всех. А у вас, «поколения next»?
- В данный момент понятие досуга отсутствует напрочь. Готовлюсь к экзаменам. Сразу после литовских гонок поеду в Смоленск защищать диплом.
- Вы изрядно поколесили по миру. Какие страны понравились больше всего?
- Больше всего – Новая Зеландия, необычная страна, поражает. В Австралии понравилось. Только акклиматизация тяжело далась, перестроение организма жуткое было. В Новой Зеландии как-то проще прошло. Еще Франция, Италия, США – мы там в Майами были на сборе.
- Самый красивый город на свете?
- Москва. Хотя, может, я просто каких-то других красивых российских городов еще не видел. Вдруг такой есть?!
- Три символа города Тула? Раз уж вы «тульский москвич»...
- Пряник, самовар и оружие.
- А три символа Белокаменной?
- Кремль, крытый велотрек, людская «зомбированность». Это особенно бросается в глаза по вечерам в метро, когда человек на «автопилоте» всё делает. Ничего не видит, ничего не слышит, мозги не включает.
- Перейдем к еще одному важнейшему аспекту жизни профессионального велосипедиста. Есть ли разница в вашем меню в соревновательные дни и подготовительный период?
- Стараемся постоянно себя ограничивать. И только во время отдыха можно позволить себе слегка расслабиться – «фаст-фуд» тот же самый. А вообще каждый человек сам для себя определяет, нужно ли ему правильно питаться или не нужно…
- Два слова о вашем привычном рационе во время соревнований…
- Перед ответственными стартами на завтрак – овсянка, в обед – спагетти с сыром или тунцом. На ужин стараюсь мяса кусочек стабильно съесть и гарнирчик какой-нибудь – рис, гречка. И, конечно, салат.
- Обручального кольца я на вашем пальце не вижу…
- Рано ещё. Сейчас всё внимание Олимпиаде.
- Какие качества в женщинах цените больше всего?
- В первую очередь ум, верность и доброту. И целеустремлённость чтобы в человеке была.
- Никогда не задумывались, что с такой велосипедной фамилией – Шуршин (так и слышится «шуршание шин») – сама судьба привела вас в велосипедный спорт.
- Были такие остряки, подшучивали – всё шуршишь, мол… А судьба привела или родители – вопрос дискуссионный.
- Два слова про старшего брата – вы его «подсидели»? Что его подвигло так рано велосипед на гвоздь повесить? Или есть шанс, что он в большой спорт вернётся?
- Не думаю. Он давно своё внимание перевёл на свободную жизнь. К тому же у него были проблемы со спиной. Не знаю подробностей. И у него давно были мысли устроиться на работу, связанную с вождением автомобилей. Говорит, что его сейчас всё устраивает.
- Сильно переживали, когда не отобрались на Олимпиаду в Рио в командном спринте? Или это оставляет больше сил на вашу индивидуальную гонку – кейрин?
- Было обидно, потому что похожая ситуация у меня сложилась в 2012 году. Я приехал с андеровской Европы, и мне сказали, что я в обойме и должен готовиться к Олимпиаде. Меня планировали поставить в основной состав. Я серьёзно готовился к Лондону, но за несколько дней до отлёта мне было сказано, что поедет более опытный Серёга Кучеров. Тогда мне было не так обидно, как сейчас.
- Теперь нужно зуб точить на Токио-2020?
- Конечно.
ЗАКАТКА
- Никита, что для вас велосипед – кормилец, гид по миру или злобный мучитель, спрут, присосавшийся намертво и не отпускающий на волю уже много лет?
- Все три варианта выберу.
- Пройдут годы, надеюсь, много-много-много лет, и вы с профессиональным велоспортом завяжете. Начнете потом самоутверждаться на ветеранских покатушках? Будете ездить только для здоровья или повесите велик в глухом чулане и забудете про него, как кошмарный сон?
- Сейчас не готов вам сказать. А так иногда бывают мысли – ну, сколько можно! А потом снова тянет на велосипед…
- Завершив спортивную карьеру, свяжете свою дальнейшую жизнь с вело? Или в жизни есть и другие интересы?
- Не знаю, суждено ли мне стать тренером, но уходить из велоспорта не хотелось бы.
Николай ПАРИЛИН
Фото Влада БОГОМОЛОВА и из архива Никиты ШУРШИНА
- Комментариев
- (2)
- Просмотров
- (7 230)