- Категория:
- Олимпийские Игры |
- Дата:
- 16-05-2016, 07:00
Дмитрий Соколов: «Здорово, что вкалываешь не только для себя, но и для своих любимых...»
Любовь к высоким скоростям у него в крови – фамилия обязывает! Дмитрий Соколов, без сомнения, – лучший универсал российского велоспорта. Шоссе и трек, ВМХ и велокросс – во всех этих разноплановых дисциплинах он добивался заметных результатов. Но сейчас задача одна – успешно выступить на Олимпиаде в Рио в командной гонке преследования.
РАЗМИНКА
- Дмитрий, доводилось ли вам бывать в стране, где, если верить одному прекрасному фильму про здоровающуюся тётю (если не видели, настоятельно рекомендую), «водится много-много диких обезьян»?
- Честно говоря, нет. Был на том материке всего лишь два раза. В Колумбии. Естественно, хотелось бы слетать и в Северную Америку. Но всё, конечно же, впереди...
- Один известный игрок сборной России по футболу заявил, что в Бразилии говорят на бразильском языке. Согласны с ним?
- Да ничего подобного, португальский там, вроде бы.
- Не вроде бы, а сто пудов. А навскидку можете назвать имена трёх известных Вам бразильцев?
- Ни одного не знаю, если честно.
- И «короля футбола» Пеле? И того «шкафа», который скоро рядом с питерским велотреком мяч гонять будет?
- Халк? Я не фанат футбола, по правде сказать.
- Как мы помним из популярной книги, для Остапа Бендера Рио – это прежде всего город, в котором «полтора миллиона человек, и все поголовно в белых штанах». А с чем у вас ассоциируется Рио-де-Жанейро?
- С сериалами.
- В Бразилии сейчас свирепствуют довольно гадкие комарики. Не боитесь страшного вируса или вы человек ЗИКАлённый?
- Ко мне, я считаю, эта гадость не прилипнет, но на всякий пожарный буду начеку.
- Что для вас как спортсмена значат Олимпийские игры?
- Эти старты – самая большая ответственность. Олимпиада – вершина всей карьеры спортсмена.
ОСНОВНАЯ РАБОТА
- Расскажите об основных вехах на вашем пути к национальной сборной.
- Начну с Адама и Евы. В первом классе приятели предложили пойти в кружок велосипедного спорта, тогда еще были такие. Руководил кружком Юрий Гарипов. Естественно, я согласился. Я такой человек, что без дела сидеть не могу. Тем более, что появлялась возможность покататься на велосипеде в городе, а не в деревне. В деревне у меня был велосипед, но там дороги грунтовые. А мне хотелось по асфальту, по нему велик быстрее катит. Я и записался. А там поначалу бегать пришлось, велосипедов ещё не было. Потом подвезли велосипеды – ну, такие, «кроссики». Для меня тогда это был крутой велик, спортивный.
- Когда подошел момент раздачи велосипедов, наш тренер Юрий Ильич решил провести что-то типа отбора. У нас там было футбольное поле, мы стартовали по двое от разных ворот. Кстати, только сейчас осознал, что это напоминает преследку: квалификация, отборочные. Один выбывал, другой пробивался дальше. Тогда я отбор выиграл, потому что реально был самый здоровый из всех ребят. Тогда я не думал, что в будущем буду ездить по треку. Главное было выиграть. Как у победителя у меня было право выбрать велосипед первым. Они все были одинаковые, но почему-то я считал, что один был круче всех. И я его, естественно, выбрал.
- Через два года занятий я начал понимать, что у меня получается. Вернее, Юрий Ильич увидел, что во мне есть какой-то потенциал. И он начал уделять мне больше внимания. Конечно, был еще народ, ребята приходили-уходили. Те самые парни, которые меня позвали, наверное, даже года не продержались. У них был мимолётный интерес, но я им благодарен за то, что до сих пор занимаюсь велоспортом.
- Мы начали ездить на сборы с тренером за свой счет. Родители скидывались. Первый выезд был в Красноуфимск, в Уральские горы. Катались по горам, по пересеченке, по лесу, подышали свежим воздухом. Тогда у меня был небольшой опыт в байке, но гонять по бездорожью мне нравилось. Жалко, что была сухая погода и лето, потому что мне хотелось по грязи покататься. Потом нашли в лесу немного, но мне и этого пятачка хватало.
- Через пару лет родители увидели, что из обычной школы для начинающих у меня есть возможность перейти на следующую ступень. Но там было условие – приходишь со своим велосипедом. А у меня в городе его не было. Замечу, тогда была весна, и дело шло к моему дню рождения, 19 марта. Родители сказали: «Хорошо, если ты переходишь, то мы тебе сюрприз кое-какой подготовим». Подарком оказался велосипед.
- Да ну?! Я думал, шоколадка…
- Это был тот же «кроссик», но другого цвета. Я очень любил его. Сейчас где-то лежит, заваренный в трех местах после боевых сражений.
- «Есаул, есаул, что ж ты бросил коня»...
- Никого я не бросал, просто перешёл на другой уровень. Там было больше возможностей, другие соревнования, другой народ. Были старшие ребята, у которых можно поучиться, которые, если накосячишь, могли дать «пенделя» или подзатыльник.
- Этот воспитательный процесс в армии называется «дедовщина».
- Там я освоил еще один вид велосипедного спорта – BMX. Им я занимался примерно года 4 или даже 5. Тогда я впервые поехал на всероссийские соревнования. Это был Саранск, где сейчас проводятся все чемпионаты России по BMX. Тогда еще не было крытого велодрома, была открытая трасса. Я вышел в финал и занял там шестое место из восьми. Считаю, что результат хороший, потому что конкуренция была сильная.
- Тогда у меня появился свой номер во всероссийском рейтинге – шестой. И постепенно, год за годом, я его уменьшал. До первого не дошел, но второй номер получил. Отъездил около 5 лет, становился победителем и призером Кубков России.
- С нами работали Вячеслав Харин и Татьяна Борисова. Лет в 13-14 подошло время задуматься о будущем, ведь вид не олимпийский. Тогда никто не мог даже предположить, что совсем скоро ВМХ войдет в программу Олимпиад.
- Наш директор Вячеслав Вячеславович предложил мне попробовать свои силы на шоссе. В Ижевске проводились шоссейные соревнования, и мне предложили просто стартовать, а вдруг что-то получится. Видно, что-то получилось, и я полностью перешел на шоссе.
- Подготовка начиналась с весны, еще снег лежал на обочине, но дорога была сухая. Утром быстренько проезжал тренировку, прибегал домой, потный, переодевался и бегом на учебу в школу. Это был 2002 год – первый год моей шоссейной карьеры. Тогда моим видом, в котором у меня что-то получалось, была разделка.
- И так постепенно ездил гонки, тогда впервые встретился с Серегой Шиловым на стартах в Удмуртии. С ним резались, то я его, то он меня. Постепенно набирался опыта, становился сильнее. На всероссийских соревнованиях в Самаре, на групповой и командной гонках, на разделке впервые встретился с парнями из «Локомотива» Александра Кузнецова.
- Тогда, наверное, и не думали, что сами будете гоняться за «Локо»?
- Совсем не думал, но мы тогда были в шоке, как этим ребятам удавалось уезжать от нас, как от стоячих. Правда, уже тогда на разделке я залезал между ними, занимая 2-3 места. Когда встречаемся с Сашкой Кибаличем, – он сейчас тренер, а тогда катался в «Локомотиве», и мы с ним зарубались, – вспоминаем те давние битвы...
- В том 2002 году меня заметил главный тренер из Уфы Ринат Латыпов. Олег Комин (тоже тренер «Агидели») приезжал со старшими ребятами и намекал, что мне неплохо было бы перейти к ним. Наступила осень, закончился сезон, нужно было планировать следующий год. Особого выбора у меня не было: или обычная школа, или полностью отдаёшься спорту, а учёба на втором плане. Родители, конечно, были за учебу, наверно, на их месте я бы тоже своему ребенку такое желал. Но я видел, что у меня в велоспорте что-то получается, неохота было бросать. Я чуть ли не в слезах говорю, что мне надо ехать в Уфу. Родители отпустили, и, похоже, не зря…
- В «Агидели» с 2003 по 2009 год у меня был главным тренером Ринат Латыпов. За это время я многого там сумел достигнуть. Стал двукратным чемпионом Европы по юниорам в разделке. На чемпионате мира по юниорам немного не получилось: на разделке проиграл одну секунду ставшему третьим Тони Галлопану, в групповой третьему месту проиграл полколеса. Это был тот же Тони Галлопан, с ним у нас такое острое соперничество шло. А выиграл, помнится, Марсель Киттель…
- В андеровских годах у меня как-то всё попритихло. На «Европе» максимум было четвертое место, а на «мире» вообще хвастаться нечем. На одном мировом первенстве я упал за 2,5 км до финиша, ноэто было не слишком обидно – гонка была какая-то непонятная.
- И как же вас, сударь, с шоссе на трек занесло?
- Рано или поздно подходит момент, когда что-то надо менять. В Уфе такой момент настал. Год откатался дома со сборной Удмуртии под руководством Александра Шишкина. Откатался в своё удовольствие.
- Подготовка шла на «секретной ракетной базе» в Архипо-Осиповке?
- Да, именно там. Полностью восстановился, появился интерес, другой запал. Год, второй…
- Прошла полная перезагрузка?
- Да, закрыл, забыл всё, что было до этого. Там было много и хорошего, много и того, что вспоминать не хочется. Всё позабылось, переосмыслилось. Взгляд на мир другой появился, так как я в этот период женился, у нас с женой родился первый ребенок, мальчик, а позже появилась на свет и девочка.
- Счастливые люди – у вас с супругой полный комплект!
- Естественно, когда есть семья, на многое смотришь по-другому. Ты знаешь, что стараешься не для себя, а для своих любимых… И как-то неожиданно появилась возможность перебраться в питерский «Локомотив». Александр Николаевич сразу предупредил: когда тебя поставят на трек, ты должен сразу фигачить. А то, мол, через месяц, через два тебе могут сказать: «Ты нам парень не подходишь, так как по треку не гребешь».
- Вижу, что в команду «гребцов» вы всё же влились.
- Да, вработался, вошёл.
- Два слова о ваших достижениях на треке…
- Считаю, что многого добился, так как на преследке летом 2015 года показал 4:17, а это уже солидный результат по нынешним российским
временам. Да и на мировом уровне с такими секундами уже можно на что-то надеяться.
- Самая дорогая и памятная медаль?
- Самая дорогая была, когда я гонял дома, когда был помоложе. Я забыл сказать, что в межсезонье у нас тогда проходили велокроссы. Мы ездили на этапы Кубка России в 1999 году. Поехали во Фрязино Московской области, там была плохая погода, а я забыл перчатки дома. Было очень холодно и сыро. Стартанул без перчаток. Я эту гонку выиграл со слезами на глазах, из-за того, что у меня замерзли руки, я их не чувствовал. Тогда с нами ездил тренер Сергей Соколов, я считаю, он много вложил в меня.
- Надо же, вы не однофамильцы часом?
- Нет, то есть да – однофамильцы. Все меня спрашивали, не отец ли он? Нет, мы просто однофамильцы. Тогда после гонки он меня успокаивал: «Сейчас всё пройдет, Дима, главное ты гонку выиграл». Я считаю, что эта медаль самая дорогая, даже первая медаль чемпионата Европы по юниорам легче далась, чем тот пьедестал на Кубке России по велокроссу.
- Судя по тому, как судорожно вы сейчас загибали пальцы, я понял, что счёт своим титулам вы не ведёте. А самая запомнившаяся гонка?
- Многие гонки запоминались, пока я был в Уфе, в «Агидели». Мы гонялись в Италии, ездили на этапы Кубка мира со сборной. База «Агидели» находится в регионе Ломбардия, в 7 км от Пьяченцы, на равнине.
- Какой породы ваши нынешние «кони»? Они одинаковые у всего клуба?
- Шоссейные – Pinarello, трековые – первый состав ВТ, остальные Pinarello.
- Будь ваша воля и неограниченный бюджет, какого «жеребца» из всего мирового табуна вы бы себе выбрали? Или так вопрос ставить нельзя из-за контрактных обязательств?
- Взял бы Pinarello. Они попроще, пожестче, поудобнее.
- Перед гонками на шоссе обслуживающий персонал по полной затаривается в супермаркетах мармеладом, бананами, колой и прочими сладкими вкусняшками. Лично я ни разу не видел, чтобы ваши «массарики», механики в ночь перед стартом заворачивали в фольгу хрен или редьку. Несмотря на это, есть такое устойчивое выражение, что хлеб велогона горек.
- Да нормальный хлеб! Это начинающим тяжело, а для нас дело-то уже привычное. Это въелось, это уже в крови.
- Назовите три вида спорта для ваших рук и ног в межсезонье. Кроме родного велоспорта, естественно. Может, в футбол погонять любите, волан покидать, шары покатать в боулинге? Или, может, высокоинтеллектуальные стоклеточные шашки для тренировки мозгов?
- Знаете, в команде у нас нет межсезонья как такого, поэтому на что-то другое времени нет. Но мне очень нравится плавать.
- А для глаз и, пардон, попы? Лежа на диване, что обычно смотрите?
- Если честно, я давно не смотрел телевизор. Нет интереса. Смотрю только, когда, например, мы находимся в Испании – там можно поймать российские каналы,– что происходит на родине.
- А, предположим, в кои-то веки велоспорт показывают по телевизору. Смотрите?
- Редко, так как я сам в этом спорте, мне и так хватает.
- А, например, «Тур де Франс», «Джиро», «Вуэльту»?
- Нет, даже это не смотрю.
- В России в игровых видах спорта можно из трусов выпрыгивать, но больше одной золотой медали в году не завоюешь. Вы, велогоны, совмещая шоссе и трек, на чемпионатах страны в течение года можете озолотиться раз 15. Как вы думаете, футболисты вам завидуют?
- Я думаю, да. У нас возможностей больше.
- В веломире есть расхожее выражение: «Медали на треке, деньги на шоссе». Что мотивирует вас совмещать оба направления? Душа куда больше рвется?
- На данный момент предпочтений нет.
- Знает каждый человек – я люблю шоссе и трек?
- Да, в точку!
- Досуг на сборах в мою спортивную пору не отличался особым разнообразием – книги, преферанс, реже покер, да телевизор в гостиничном холле один на всех. А у вас, «поколения next»?
- Сплю между тренировками.
- А гаджеты?
- Единственное, в данный момент, так как у меня есть семья, в основном, стараюсь поговорить с ней по Skype. Раньше, когда был помоложе и не понимал, что делал, торчал в чатах.
- По миру поколесил уже изрядно. Какие страны больше всего понравились?
- Италия. Наверное, из-за того, что я там больше времени проводил и хорошо её знаю. Испания - страна большая, но малозаселённая, из-за этого мне она не очень.
- А какой самый красивый город на свете?
- Санкт-Петербург.
- Какие качества цените в женщинах?
- Доверие. Понимание. Уважение. Поддержка.
- Надеюсь, вы сейчас сидите и вспоминаете, за что любите свою жену Александру…
- Да.
- Я знаю, что у вас замечательная семья. Два слова о ней.
- Дочка Мирсавия – лидер, хотя и младшая. Такие шпанята! Старшему, Богдану, достаётся за младшую, а младшая – главная хулиганка. Разница у них три года. Сыну будет 6 лет в этом году, дочке 3.
- Хороший вы папа. Жалеете, что редко семью видите? Я постоянно наблюдаю: как только у вас минутка свободная выдается, вы сразу в гаджет, с семьей поговорить…
- Не сказал бы, что жалею, потому что сам выбрал такую жизнь. Жена меня понимает.
- Где познакомились?
- В спорте. Она не была велосипедисткой, просто в тот год, когда нам было по 13-14 лет…
- Ого!
- Да. Просто она была в том же летнем лагере, что и я.
- Любовь с первого взгляда?!
- Да, получается так. Она на меня взгляд положила, а я не понимал сначала, что происходит. Это я понял примерно через 9 лет, когда вспоминали с женой, с чего всё началось.
- Перейдем к еще одному важнейшему аспекту жизни профессионального велосипедиста. Есть ли разница в вашем меню в соревновательные дни и подготовительный период?
- Честно сказать?
- Конечно!
- Нету.
- Ваш цветущий организм на каких таких «дровишках» лучше «фунциклирует»? Что предпочитаете «в топку бросить»? Пасту, как и все?
- Да.
- С сырком?
- Обязательно!
- С каким?
- У нас в России, конечно, его трудно достать …
- А в Италии?
- «Грана падано».
ЗАКАТКА
- Дима, что для вас велосипед – кормилец, гид по миру или злобный мучитель, спрут, присосавшийся намертво и не отпускающий на волю уже много лет?
- Два первых варианта.
- Пройдут годы, надеюсь, много-много-много лет, и вы с профессиональным велоспортом завяжете. Начнете потом самоутверждаться на ветеранских покатушках? Будете ездить только для здоровья или повесите велик в глухом чулане и забудете про него, как кошмарный сон?
- Еще не думал, рано. Но велосипед я бросать не собираюсь, всё равно будут кататься, но не на соревнованиях.
- Завершив спортивную карьеру, свяжете свою дальнейшую жизнь с вело? Или в жизни есть и другие интересы?
- Знаете, пока я над этим не задумывался.
Николай ПАРИЛИН
Фото Влад БОГОМОЛОВ
- Комментариев
- (1)
- Просмотров
- (6 694)